• 16.04.2024 16:30
    Дело толстое

    Всем задержанным по делу Baring Vostok выбрана мера пресечения в виде ареста на два месяца. Тем временем, главный фигурант, американец Майкл Калви все обвинения отрицает, а разбирательство связывает с внутрикорпоративным конфликтом. На задержание главы инвестиционного фонда и топ-менеджеров уже отреагировали в Кремле и Госдепе, поручиться за американца выстроилась очередь заметных персон, а финансисты считают, что резонансное дело не пойдет на пользу российскому рынку.

    Напомним, 15 февраля Басманный суд Москвы задержал основателя  и старшего партнера инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви, а также топ-менеджеров компании  в рамках уголовного дела о хищении 2,5 млрд рублей

    Само дело, связанное с продажей акций «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) банку «Восточный», возбудили еще 13 февраля. Показания против сотрудников инвесткомпании дал акционер банка Шерзод Юсупов. По версии следствия, в феврале 2017-го именно Калви убедил Юсупова принять у ПКБ ценные бумаги компании International Financial Technology Group S.C.A. (IFTG) в счет долга в размере 2,5 млрд рублей. При этом был предоставлен заведомо ложный отчет, в котором рыночная цена акций составляла 3 млрд рублей, тогда как их реальная стоимость не превышала 600 тысяч рублей.

     

    Собрание акционеров IFTG / facebook.com

    Вместе с Калви по делу о мошенничестве в особо крупном размере проходят партнеры Baring Vostok Филипп Дельпаль и Ваган Абгарян, директор по инвестициям Иван Зюзин, советник главы правления Норвик Банка Алексей Кордичев (он также был главой правления банка «Восточный») и руководитель ПКБ Максим Владимиров. Всех их арестовали до 13 апреля, им грозит до десяти лет лишения свободы. Как сообщил адвокат Кордичева, он дал показания против остальных фигурантов и согласился сотрудничать со следствием. «Он раскрывает всю структуру этого преступления. Он дал информацию о всех соучастниках, об их роли и должностном положении», — сказал юрист.  Адвокат Владимирова утверждает, что заявления банка «Восточный» о признании потерпевшим в деле нет, оно возбуждено на основании материалов, поступивших из ФСБ России. 

    На заседании 15 февраля Калви назвал подозрения в своей адрес ложью и связал их с корпоративным конфликтом между ним, Юсуповым и еще одним акционером «Восточного». По его словам, акции были проданы по рыночной цене.

    Дело толстое

    Майкл Калви / versiya.info

    В 2018-м Baring Vostok начал разбирательство в Лондонском международном арбитраже против другой группы акционеров банка «Восточный» (основной бенефициар Артем Аветисян, бывшие владельцы присоединенного к «Восточному» в 2016 году Юниаструм Банка). В прошлом году, по итогам проверки Центробанк предписал банку «Восточный» досоздать дополнительные резервы более чем на 19 млрд руб. Как пояснил Калви, на 85% необходимость такого дорезервирования связана с активами, которые перешли в банк «Восточный» из Юниаструм Банка. В свою очередь, досоздание резервов потребовало докапитализации банка «Восточный» на 5 млрд руб. Первоначально ее планировалось провести пропорционально долям владения. И Аветисян давал обязательство внести свою часть в увеличение капитала, но впоследствии выяснилось, что у этой части акционеров недостаточно средств. 

    По мнению Калви, у Юсупова есть два мотива, чтобы инициировать это разбирательство: создать рычаг давления в лондонском суде и усилить переговорные позиции с тем, чтобы поднять цену акции при размещении допэмиссии банка, которую выкупит Baring Vostok, чтобы доля Аветисяна и связанных с ним акционеров уменьшилась менее значительно.

    Сам Юсупов опроверг версию о корпоративном конфликте и рассказал, что что в уставе IFTG были прописаны ограничения, которые касались дивидендных выплат и выплат при ликвидации компании. Но устав не был представлен среди документов при обсуждении сделки между ПКБ и банком «Восточный», которую Юсупов одобрил. По его словам, он узнал об ограничениях только прошлой весной, тогда и обратился в правоохранительные органы.

    Сегодня стало известно, что исполнять обязанности главы Baring Vostok Capital Partners будут два человека — старший партнер фонда Елена Ивашенцева и сооснователь Алексей Калинин, они работают в компании уже двадцать лет. «Мы всегда действовали в полном соответствии с законом и уверены в своей правоте, а ваша поддержка придает нам дополнительные силы и воодушевляет в отстаивании нашей позиции. Обвинения, выдвинутые против наших сотрудников, не имеют под собой оснований, и мы абсолютно убеждены, что суд установит это», — говорится в заявлении на официальном сайте компании. Накануне в пресс-службе фонда заявили, что Калви не контролирует ПКБ, которое фигурирует в его деле, а является лишь соинвестором, что никоим образом не дает ему лично контроля над портфельными компаниями.

    Дело толстое

    Елена Ивашенцева / infox.ru

    В Кремле надеются, что произошедшее не скажется  на инвестиционном климате в России. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, такое может произойти «в любой стране и в отношении любого предпринимателя». Он рассказал, что Владимир Путин неоднократно встречался с Калви и охарактеризовал американца как «очень последовательного и крупного инвестора в нашу экономику». По оценкам экспертов, ситуация вокруг Baring Vostok способна уменьшить позитивный настрой российского рынка.

    Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает арест инвестора незаконным. По его словам, использование уголовного давления для решения корпоративного конфликта — ситуация, характерная для многих дел, с которыми работает аппарат бизнес-омбудсмена. Титов добавил, что «вмешательство силовиков в хозяйственную деятельность — острейшая проблема, которая обсуждается годами». 

    Адвокат Калви Дмитрий Клеточкин заявил о намерении в первую очередь обжаловать меру пресечения в виде избрания ареста.«Я уверен в успехе, потому что абсолютно убежден, что в том, что сейчас сформулировало следствие, нет состава преступления. Я убежден, что там нет хищения, и у нас есть все шансы победить», — рассказал защитник.

     

    Источник

    Автор: beron