• 29.03.2024 17:21

    Что мешает США в ракетном договоре

    Что мешает США в ракетном договоре

    Ключевым для сохранении договора о ракетах средней и меньшей дальности является вопрос о российской крылатой ракете 9М729, заявили в Госдепартаменте США. Американцы считают, что России следует уничтожить или модифицировать ракеты этого типа. 

    Соответствующее заявление сделала 6 декабря заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон в ходе брифинга 6 декабря. По ее словам, только такие шаги убедят Соединенные Штаты в том, что Москва выполняет положения договора.

    «Либо вы избавитесь от самой системы, избавитесь от пусковой установки, либо модифицируйте систему так, чтобы она не нарушала условия дальности», приводит ее высказывание информационное агентство РБК, располагающее расшифровкой записи брифинга. Томпсон подчеркнула, что Россия должна внести такие коррективы, которые можно будет проверить.

    Андреа Томпсон / flickr.com

    В Госдепе утверждают, что 9М729 имеет радиус действия от 500 до 5500 километров, а ракеты такой дальности запрещены договором. В то же время Москва заявляет, что 9М729 не разрабатывалась и не испытывалась на дальность, запрещенную договором, уточняет информационное агентство Р: Новости

    О том, не устраивал ли США весь ракетный договор, или все упиралось в ракету одного типа и договор на известных условиях может быть сохранен, с «Полит.ру» поговорил Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий.

    Что мешает США в ракетном договоре

    Алексей Макаркин

    «Отметают ли США полностью договор по РСМД? Весь вопрос в том, что такое «полностью», в том, что конкретно не устраивает США в этом договоре. США обвиняют Россию в том, что она не соблюдает этот договор. И указанная ракета, с точки зрения американцев, в этот договор как раз не вписывается. А раз договор не соблюдается Россией,  точки зрения Соединенных Штатов, его надо расторгнуть.

    У Трампа нет представления о самоценности международных договоров, причем не только в сфере стратегической стабильности. У Трампа есть представление, что самоценны только те договоры, которые выгодны Соединенным Штатам. И это мы видели по тому, что произошло с одним из основополагающих для Америки соглашений с Канадой – по NAFTA (соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, подписанное в 1992 году – прим. ред.). Трамп исходил из того, что этот договор Америке не выгоден и подвергал его активной критике в ходе избирательной кампании. Шла даже речь о его отмене.

    Однако Трамп – не изоляционист в чистом виде. Да, в США есть такие идеологические изоляционисты, кто говорит, что Америка не должна вмешиваться в дела международной политики, если не затрагиваются какие-то совсем уж коренные ее интересы; что она должна заниматься только внутренними вопросами. Но хотя таких изоляционистов в целом в Америке и немало, в американской политике их очень немного. Например, в Сенате из них – только сенатор Рэнд Пол (республиканец, сенатор от штата Кентукки – прим. ред.)

    Что мешает США в ракетном договоре

    Митинг в поддержку ДНР / vk.com/antimaydan

    Кстати, эти изоляционисты довольно благожелательно относятся к России, считая, что все, что относится к Украине, Крыму, Центральной Европе, к Америке касательства не имеет, и пускай Россия делает что хочет. Россия, с их точки зрения,  – страна консервативная, христианская, однополых браков не признает. А раз так, то надо с ней поддерживать нормальные отношения и не обращать внимания на ее действия в отношении той же самой Украины. Мол, какая разница?

    Трамп другой. Он привлек к себе изоляционистов в ходе избирательной кампании, но выступает не за отмену соглашений, а за замену. Та же самая NAFTA вот только что, на саммите «двадцатки» в Аргентине, была заменена новым договором, который не принципиально отличается от нее (что-то радикально отличное придумать было трудно), но при этом он и с точки зрения Трампа, и с точки зрения экспертов более выгоден Соединенным Штатам.

    То есть он, по сути, вначале поставил ультиматум перед Канадой и Мексикой, причем он вел себя достаточно резко в отношении в том числе премьер-министра Канады, что очень необычно для американского президента. А потом все сели за стол переговоров (те прошли в очень сокращенном режиме). То есть Трамп здесь действовал скорее как предприниматель, которому надо заключить сделку, важную для его партнеров, и он добился результата. В данном случае речь шла об экономическом соглашении, но он таким же образом подходит к соглашению по ракетам средней и меньшей дальности.

    Что мешает США в ракетном договоре

    Джастин Трюдо и Дональд Трамп / twitter.com

    На самом деле идея, что Россия нарушает это соглашение, является консенсусной позицией американской элиты. Может, тот же самый сенатора Рэнд Пол думает иначе, не знаю. Но остальные считают, что здесь виновата Россия. А раз так, то Трамп пошел на своего рода двухходовку. Только с учетом того, что соглашения об ограничении и сокращении вооружений достаточно трудоемки (там надо согласовывать огромное количество деталей, да и нужно иметь значительно более высокий уровень доверия друг к другу, чем наши страны имеют – у нас взаимное недоверие огромно), речь не идет о заключении нового соглашения.

    Речь идет о том, что Трамп сперва заявил, что Америка выходит из ракетного договора, резко «поднял ставки», а потом предложил ту самую «спорную» ракету, которая с точки зрения Соединенных Штатов и является свидетельством того, что Россия нарушает договор, либо модифицировать, либо уничтожить. После чего обвинения в нарушении соглашения будут сняты, и его можно будет сохранить. Так что теперь он перекинул мяч на сторону России», – сказал Алексей Макаркин.

    Источник

    Автор: beron