• 29.03.2024 09:42

    Елизавета Уросова: «За время акселерации выручка проекта может кратно вырасти»

    Автор:beron

    Янв 16, 2019 #Политика, #Экономика
    Елизавета Уросова: «За время акселерации выручка проекта может кратно вырасти»

    Инновационные проекты – не просто вид предпринимательской деятельности, а насущная необходимость для динамичного развития современной экономики. Огромное количество инициативных, амбициозных новаторов нуждаются в квалифицированной помощи по запуску, продвижению и масштабированию своих проектов. О том, какая помощь обычно требуется стартаперам, поговорили с Елизаветой Уросовой, исполняющей обязанности директора бизнес-инкубатора «Ингрия», работающего в рамках «Технопарка Санкт-Петербурга».

    – Расскажите, как появился бизнес-инкубатор?
    – Бизнес-инкубатор «Ингрия» является структурным подразделением АО «Технопарк Санкт-Петербурга». Он был создан десять лет назад при поддержке правительства Санкт-Петербурга. Тогда, в 2008 году, он начинался как «пилотный проект», а сегодня принадлежит к числу крупнейших по количеству компаний – резидентов отечественных бизнес-инкубаторов. «Ингрия» сейчас входит в топ-3 лучших бизнес-инкубаторов России (по версии АО РВК) и по состоянию на 2018 год удерживает 8-е место во всемирном топ-листе невузовских бизнес-инкубаторов (по версии международного рейтингового агентства UBI Global). В период с 2010 по 2012 год «Ингрия» входила в топ-5 лучших бизнес-инкубаторов России (по версии Forbes). В 2015 году нам удалось войти в топ-10 бизнес-инкубаторов Европы (по версии UBI Global). В 2016 году тот же UBI Global, а также РВК включили нас в топ-3 бизнес-инкубаторов России. В 2017 году журнал РБК поставил нас на второе место среди бизнес-инкубаторов России по количеству резидентов и на первое по объему привлеченных инвестиций.
    – «Бизнес-инкубатор» – звучит крайне загадочно и необычно. В чем особенности?
    – Оказываем помощь развивающемуся бизнесу. Нашей целевой аудиторией являются стартапы, обладающие прототипом и подтвержденными первыми продажами. Иными словами, они демонстрируют серьезность своих намерений и амбиций, а мы рассматриваем возможность сотрудничества с ними. Многие из них находятся в поиске масштабируемой бизнес-модели, а некоторые уже приступили к её реализации.
    – Вы рассмотрели заявку, одобрили, пришло время действовать. В каких конкретно формах проявляется работа (помощь) стартапам?
    – Основная задача бизнес-инкубатора «Ингрия» – оказание малым инновационным компаниям квалифицированной поддержки для быстрого роста и масштабирования проекта. Чем скорее и масштабнее развернется их деятельность, тем лучше для всех. Поддержка предоставляется в рамках программы «Резидентура» и включает в себя консультации по инвестированию проектов и трансферу технологий. Кроме того, мы регулярно проводим различные образовательные мероприятия.
    – На чем вы сфокусированы в большей степени? Какие направления работы самые загруженные?
    – Со всем перечнем услуг можно ознакомиться на нашем сайте, расскажу о наиболее востребованных. Во-первых, это индивидуальное сопровождение резидента. Мы проводим консультации по основным вопросам, которые возникают у стартапов, таким как поиск инвестиций, трансфер технологий, маркетинг. Оказываем помощь в подготовке презентационных материалов. У наших резидентов есть возможность участвовать в мероприятиях, которые проводит «Ингрия». Это инвестиционные, презентационные, экспертные сессии. Мы можем организовать индивидуальные встречи резидента с инвесторами, корпорациями и потенциальными заказчиками. Каждый резидент может воспользоваться программами лояльности партнеров бизнес-инкубатора. Это могут быть скидки на услуги, льготы, а также участие в профильных внешних мероприятиях: конференциях, форумах, выставках. На площадке технопарка действует коворкинг, работающий в режиме 24/7, можно воспользоваться конференц-залом, переговорными комнатами. Возможна аренда дополнительных рабочих мест (офисы и кьюбиклы).
    – Сколько человек работает в инкубаторе над реализацией проектов?
    – Штатных сотрудников 15, каждый отвечает за свое направление. Плюс ко всему у нас есть менторское направление – наши внешние эксперты, их более 150 человек, представители разных отраслей.
    – Расскажите о самых интересных, запоминающихся и перспективных проектах и сделках?
    – На самом деле, вопрос довольно сложный – все наши проекты интересны по-своему. Пожалуй, особо стоит выделить резидентов в области AI.
    Проект искусственного интеллекта Sarafan: его задача – распознавание элементов гардероба и аксессуаров на фото и последующий поиск их и схожей продукции в онлайн-маркетах. Весьма привлекательно смотрится их совместный проект с глянцем Cosmopolitan. Пользователь теперь может видеть под фото нарядов знаменитостей с модных показов и мероприятий кнопку «купить образ». Эта опция дает гостям Cosmo.ru возможность оперативно разыскать и приобрести, скажем, платье как у Instagram-звезды Ким Кардашьян или наряд кошки – персонажа в исполнении Энн Хэтэуэй.
    Проект Stafory (Робот Вера) – сервис автоматизации для HR на искусственном интеллекте и машинного обучения, разработчик не имеющего мировых аналогов робота-рекрутера по имени Вера. Договор подписали буквально на днях, проект на сумму 226 миллионов рублей профинансировали ФРИИ и Кировский завод.
    Droice Labs – ассистент врача. Компания осуществляет разработку, поддержку и продвижение информационно-аналитического сервиса для врачей и медицинских учреждений на платформе искусственного интеллекта и технологий предсказательной медицины. Разработанная система Droice – электронный помощник доктора, помогающий сокращать время взаимодействия с пациентами, минимизировать возможные неточности, выверенно и обоснованно подходить к совершению выводов и устанавливать наиболее рациональную и адекватную в данном конкретном случае схему терапии. Droice Labs уже используется в одиннадцати медучреждениях в Москве, Петербурге и прочих районах (не только европейской части России), а также функционирует в системе обязательного страхования. Кроме того, в этом году стартап подписал два десятка сделок на сумму приблизительно $10 миллионов с медучреждениями, страховыми и IT-компаниями из разных стран. На текущий момент около 10 тысяч докторских решений в день в мире принимаются с помощью подсказок этой программы. Она принимает решение о выборе способа и набора лекарств для лечения больного, учитывая его уникальные особенности, состояние крови и наличие хронических болезней. Если говорить об общем привлеченном за все время объеме инвестиций в проекты резидентов, он составляет порядка 2,7 миллиардов рублей.
    – Если говорить о величине потока проектов, каков он? Какова пропускная способность воронки?
    – На текущий момент нашими клиентами являются 83 резидента, а в целом за всю историю бизнес-инкубатора резидентами были свыше 500 проектов. Каждый год мы обрабатываем свыше 100 заявок от малых инновационных компаний, которые претендуют на получение статуса резидента. Экспертные советы проводим по четвергам. Ключевыми критериями отбора проектов для бизнес-инкубатора выступают: инновационная составляющая в проекте, юрлицо обязано располагаться в Санкт-Петербурге и относиться к категории малого бизнеса. После заключения сделки, закрепляющей за участником статус резидента, каждый проект получает индивидуальное сопровождение. Есть отдельный менеджер, который ведет резидента, отвечает на все его запросы и потребности. Кроме того, у нас проходит уже ставшее традиционным событие Startup Lunch в каждую последнюю пятницу. Там проходит представление технологических проектов для жюри, в которое входят эксперты бизнес-инкубатора. В мероприятии участвуют сторонние эксперты, иногда его посещают представители инвестиционных структур. Целью мероприятия является получение обратной коммуникации на предмет жизнеспособности бизнес-модели стартапа, его потенциальной реализуемости с точки зрения технологии, перспективы монетизации и расширения; оттачивание мастерства в проведении результативных бизнес-презентаций. Если проект выступил успешно, его могут рекомендовать для участия в программе «Резидентура».
    – Но ведь проектов огромное количество, как сделать правильный выбор? На что в первую очередь обращаете внимание при оценке проектов?
    – Как я уже сказала, есть несколько фильтров – инновационный и географический, через который проект должен пройти на первом этапе. Ну а дальше мы подходим к каждому заинтересовавшему нас проекту индивидуально, опираемся на мнение экспертов и тогда уже взвешенно принимаем решение. Команда проекта должна четко понимать, каких результатов хочет добиться, у основателя стартапа должна быть мотивация для развития проекта.
    – Опишите портрет идеального и отрицательного клиента.
    – Идеальный проект для меня – стартап в IT-индустрии, у которого есть четкое понимание, как он будет развивать проект, какие шаги нужно сделать. У проекта должна быть сформулирована стратегия развития на локальном и зарубежном рынках с пониманием, кто их клиент. Основатель должен знать, как зарабатывать деньги на своём проекте (модель монетизации). Если в стартап планируется привлечение инвестиции, то фаундер должен знать, что он может предложить инвестору и на каких условиях. «Отрицательный» клиент – не инновационный проект: салоны красоты, кофейни и другие виды предпринимательства – одним словом, традиционный бизнес. С другой стороны, бывают инновационные стартапы, но на совсем ранней стадии, стадии идеи. Как правило, у основателя есть основная работа, а стартапом он занимается в свободное время или на выходных. При таких условиях проект может развиваться достаточно долго или вовсе закрыться. Мы можем работать с таким проектом, но при условии, что у него есть трекшен.
    – Как протекает рабочий процесс с проектами, которые уже проинвестированы? Какие есть особенности?
    – По сути, работа с резидентом после привлеченных инвестиций принципиально не меняется, мы также продолжаем работать по потребностям и запросам проекта. Работа с резидентами может строиться в зависимости от того, какое финансирование и на какие цели были привлечены инвестиции в проект. Если это грант, как правило, он расходуется на НИОКР и/или коммерциализацию технологии (по такому принципу работает Фонд Бортника). Если инвестиции привлечены через акселератор, проект должен пройти 2‑3‑месячную образовательную программу при акселераторе. С помощью этих средств стартап может проверить и подтвердить гипотезы по развитию своего проекта и протестировать маркетинговую стратегию. По статистике за время акселерации проект может проверить 20-30 гипотез, а выручка – кратно вырасти в зависимости от выбранной стратегии. По итогам проект может привлечь большее финансирование.
    Если это венчурные инвестиции, всё зависит от стадии проекта. В зависимости от стадии формируются и цели, на которые будут потрачены инвестиции. К примеру, на стадии pre-seed (создание прототипа, проверка гипотез) проекты финансируется бизнес-ангелами, акселераторами. Стадия seed – создание работающего прототипа (инвестируют посевные венчурные фонды). Round A и выше – создание коммерческого продукта, инвестиции на поддержание раннего роста, выход на новые рынки.
    – Можете подробнее рассказать о механизме поддержки начинающих предпринимателей (требования, этапы, какую поддержку за какое время можно получить и от чего это зависит). Какие советы/лайфхаки начинающие предприниматели могут услышать лично от вас?
    – Программа «Резидентура» рассчитана на срок от 11 месяцев до 3 лет. После подписания договора с проектом проводится установочная встреча, где мы четко определяем стратегию развития проекта на ближайшее время: 3 месяца, полгода, год и долгосрочное планирование, составляем так называемую «дорожную карту» проекта. Мы не учебное заведение, мы не обучаем стартапы основам предпринимательства, наша задача – дать правильный совет, направить проект; рекомендации мы даем на основе опыта и компетенций команды «Ингрии».
    – Если говорить о направленности проектов бизнес-инкубатора, какие сферы поставляют больше всего клиентов? Какие есть предпосылки и направления?
    – Как такового определенного фокуса у нас нет. Но мы стараемся следовать трендам, находить то, что интересует рынок, куда вкладывают деньги венчурные фонды или акселераторы. Например, в прошлом году много внимания уделялось направлению «искусственный интеллект», основываясь на этой тенденции мы провели инвестиционную сессию AI Day Ingria. В этом году мы также организовали и провели фокусные мероприятия, посвященные FoodTech и FashionTech.
    – Что думаете о грядущих перспективах для инвесторов? Какие направления будут инвестиционно привлекательными в ближайшее время?
    – Думаю, наиболее перспективными направлениями будут AI (с понятной моделью монетизации), Health, AdTech, FashionTech, Retail, AR/VR.
    Беседовала Кристина Фирсова
    Источник
    Автор: rina

    Автор: beron