• 28.03.2024 11:56

    Мария Лазарева: право на защиту

    ООН может не успеть прийти на помощь россиянке в кувейтской тюрьме

    Сегодня, в преддверии визита главы российского МИДа в Кувейт, СМИ активно обсуждают дело россиянки Марии Лазаревой, которая вот уже больше года находится в тюрьме Кувейта по сфабрикованному обвинению. Очевидно, что главная надежда – на заступничество российских дипломатов, однако наблюдатели обращают внимание на еще один важный аспект ситуации. 

    Дело в том, что с 2018 года Мария обратилась к международным арбитрам: сумела направить иск в ICSID – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, специализированный арбитраж при Всемирном банке, являющийся к тому же специализированным учреждением ООН. «На сегодняшний день удалось сформировать панель из трех арбитров», – говорит адвокат Лазаревой Екатерина Духина. 

    «Это иск по первому делу и вообще по всей той ситуации в которую попала Мария и ее бизнес», – поясняет адвокат. «Мы говорим в целом о тех действиях, которые государство Кувейт предприняло в процессе дискриминации компании Марии. Поскольку это было прямым нарушением в том числе международного соглашения о защите инвестиций, в котором Кувейт участвует напрямую».

    Так что очень скоро, возможно, в Вашингтоне начнет заседать панель арбитров Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) по иску Марии Лазаревой к государству Кувейт. 

    И надо понимать, что решения подобных международных организаций – в мировой практике считаются выше решений отдельных государств. 

    Напомним, что кувейтские власти начали преследование Марии Лазаревой, единственной женщины-топ-менеджера в инвестиционной отрасли страны, в 2017 году. Против неё было сфабриковано два уголовных дела, основанных на показаниях единственного свидетеля, и по первому гражданка РФ уже получила беспрецедентный десятилетний тюремный срок. Второе же дело следует признать фактически развалившимся: иностранные инвесторы уже получили обратно свои капиталовложения, которые, как уверяла арабская Фемида, были похищены Марией.

    Собственно, любому юристу очевидно, что дело Лазаревой должен разбирать арбитраж. Однако власти Кувейта упорно делали и делают из этой истории уголовное дело. Почему? 

    Понятно, что закрытие дел, освобождение Лазаревой и, соответственно, признание ее невиновности – это скандал для властей Кувейта, особенно правоохранительных и судебных. И вообще это серьезный удар по репутации страны, да и всего арабского мира, и основательный подрыв экономики, пытающейся избавиться от нефтяной зависимости. Стоит напомнить, что Мария Лазарева разработала для Кувейта стратегию его превращения в крупнейший транспортный узел региона, успешно запустила проект, после чего и оказалась на нарах. Неужели иностранные инвесторы не учтут её горький опыт, когда будут рассматривать варианты сотрудничества с непредсказуемым Кувейтом?

    Складывается впечатление, власти Кувейта просто “тянут”. Только на что же надеяться? Уж не на то ли, что Мария просто не доживет до справедливых, но очень неудобных для Кувейта решений международной юстиции? Мало ли что в тюрьмах случается, она не одна в камере сидит, а в соцсетях уже призывают “оторвать голову этой русской”. Простите, мол, – толпа растерзала… Как Грибоедова в Персии в своё время, несмотря на дипломатический статус. Дай Бог, чтобы эти предположения и параллели остались фантастичными.

    Сергей Пахомов

    Источник

    Автор: beron