• 29.03.2024 02:30
    Чистота — залог здоровья

    4 марта издание «Медуза» опубликовало расследование OCCRP (Проект по расследованию коррупции и организованной преступности), посвященное схеме отмывания денег через оффшорные компании, учрежденные менеджерами инвестиционной компании «Тройка Диалог». Согласно сведениям журналистов, за несколько лет через счета этих компаний прошло более 4,5 миллиардов долларов. В 2012 году «Тройка» была продана Сбербанку, однако движения по счетам созданных ей оффшорных компаний продолжались до 2013 года.

    Пресс-служба Сбербанка просит всех напоминать о том, что обсуждаемые операции совершались со счетов компаний, которые не входили в периметр сделки по покупке Сбербанком «Тройки диалог», и структуры Сбербанка не участвовали в сопровождении этих операций. Отреагировал на расследование и основатель «Тройки» Рубен Варданян. «В опубликованных материалах смешалось все: вырванная из контекста информация, интерпретации и вымысел — круглое и зеленое, — говорится в его заявлении, опубликованном на сайте “Инициативы развития Армении”. — Несмотря на то что в большинстве материалов говорится об отсутствии обвинений в мой адрес, я как старший партнер “Тройки Диалог” чувствую себя ответственным за все происходящее. Наши юристы сейчас изучают все возможные правовые действия для защиты нашей репутации».

    Своим мнением о наиболее важных сведениях, которые мы узнали из расследования, о его этапах и о том, в каком направлении стоит продолжать копать журналистам, с «Полит.ру» поделился заместитель генерального директора «Transparency International Россия» Илья Вячеславович Шуманов.

    Илья Шуманов

    Есть важный момент, на котором делается акцент в самом расследовании и который часть СМИ проигнорировали или упомянули его вскользь. Речь идет о том, что журналисты настаивают, что это схема отмывания денежных средств. Это главное ядро всего этого расследования. Главное в этой истории – это не просто создание каких-то оффшорных компаний, это не «номиналы» какие-то, ни тем более персона самого лично Варданяна. Журналисты указывают именно на проблему отмывания денежных средств.

    Почему они делают такой вывод? Они говорят о том, что есть как минимум три истории, касающиеся этой схемы, которые ведут нас к уголовным делам, как в России, так и за рубежом. Это история, касающаяся мошенничества с авиакеросином в Шереметьево. Это уголовное дело, касающееся мошеннической истории с перестрахованием. И, конечно же, кейс Сергея Магнитского, история хищения НДС, которую он разоблачил.

    Все эти три истории связаны с ландроматом «Тройки» тем, что через компании, через оффшорное облако коммерческих компаний, которые, по всей видимости, созданы менеджерами «Тройки», проходили денежные средства из этих трех историй. В данный момент мы говорим о получении денег, об этапе начального «взлета» грязных денег из России. Потом они попадали в большую массу денежных средств, которые находились на счетах этих компаний. Это, по сути, смешение с честными, законными денежными средствами, можно назвать этот этап маскировкой. И последний этап – это уже размещение этих денег, их интеграция в экономику в виде каких-то законных инвестиций, будь то покупка недвижимости или оплата товаров и услуг.

    Большая часть этого этапа, когда деньги уже смешались с чистыми потоками и уже невозможно установить источник происхождения этих средств, была связана с покупкой товаров и услуг. Характерна, например, история от журналистов Süddeutsche Zeitung. Они приехали к одному из директоров таких компаний, который в маленьком баварском городке открыл фирму, был управляющим этой фирмы. Приехали к нему с материалами проводок и попросили объяснить, как они закупали на десятки миллионов долларов (там порядка 60 миллионов долларов) принтеры, тонеры для принтеров и прочую оргтехнику.

    И этот товарищ, который управлял этой фирмой, который ее контролировал, сказал, что он получал небольшие деньги за то, что он числился в этой компании, и что он не помнит никаких проводок на миллионы долларов. Он попытался разговаривать с журналистами, но разговора как такового не получилось, потому что он не мог вспомнить ни миллионов долларов, ни самих принтеров и тонеров, которые он закупал.

    Аналогичные истории с «номиналами» уже всплывают в Армении. Они тоже фигурируют в качестве «номиналов» среди компаний ландромата «Тройки», но когда людям показали подписи, они не могли вспомнить. И тем более они не могли вспомнить, что являлись получателями займов на 40-50 миллионов долларов.

    Таким образом, несуществующие товары, несуществующие услуги проходили через компании, которые учреждены «номиналами». Которые не были в курсе проводок. А часть «номиналов» вообще отрицают свое участие, говорят, что их подписи были подделаны, а паспортные данные украдены. Соответственно, это середина этой истории.

    Ну и последняя часть связана с тем, что эти средства должны были на что-то тратиться и куда-то уходить. Тратились они на самые разные нужды, в том числе и на благотворительные и социальные проекты. Например, в виде поддержки фонда принца Чарльза. Или была история, что поддерживали какой-то православный фонд в Греции. Но в целом эта часть истории уже очень разветвленная, часть средств, видимо, тратилась самим Варданяном, часть – его бизнес-партнерами. Там есть и оплата обучения детей, и оплата взносов для участия в различных форумах, и много что еще.

    Часть этих средств тратилась на недвижимость, как в Черногории, так и в Испании, так и в США. Как я понимаю, мы видим только верхушку айсберга. И в дальнейшем будет, вероятно, еще одно расследование, связанное как раз с инвестициями этих средств. Журналисты в качестве затравки дали информацию, что теща господина Артякова, первого заместителя генерального директора «Ростеха», была получателем пятнадцати миллионов долларов, на которые она приобрела недвижимость в Испании. Это один из примеров, как проходила эта история.

    Источник

    Автор: beron