Не только у оппозиционных партий, но и у «Единой России» есть возможности улучшить свои позиции даже на протестной волне, которая сейчас отмечается в стране, утверждают аналитики. В частности, такой вывод следует из доклада Агентства политических и экономических коммуникаций «Партийная система России: риски трансформации и факторы устойчивости», пишет газета «Ведомости».
Согласно этому докладу, состоявшиеся в 2018 году выборы показали, что голоса, которая потеряла партия власти, перераспределились главным образом между остальными парламентскими партиями, а не отошли в основном к непарламентской оппозиции. То есть даже между оппозиционными партиями значительно больше голосов, утраченных ЕР, получили партии, представленные в Госдуме.
Однако, отмечают составители доклада, перед всеми давно существующими партиями встали серьезные вызовы, связанные с их особенностями и необходимостью преодолеть собственные ограничения, чтобы стать более привлекательными для избирателей. По мнению аналитиков, это означает, что в стране не исключена новая фаза партийного строительства.
Заседание комитета Госдумы. Э.Валеев и И.Яровая / duma.gov.ru
Сложившая ситуация пусть и не подвергает сомнению лидерство ЕР, однако роль партии власти может измениться, полагают авторы доклада (являющиеся, как отмечает газета, близкими к ЕР). Они также считают, что на фоне протестов у всех партий, включая и ЕР, и есть возможность укрепить свои позиции.
Напомним, тема реформирования партийной системы страны обсуждалась в печати уже достаточно долгое время. Высказывались, в частности, как размышления о необходимости создания новых партий в добавление к ранее созданным, так и идеи об упразднении этих ранее созданных и даже объединении всех оппозиционных партий с целью формирования двухпартийной системы. Однако далеко не все политологи считают такое объединение возможным.
К примеру, Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы», в беседе с «Полит.ру» отмечал, что если некоторые партии «обрабатывают одну поляну» (как, допустим, Партия пенсионеров и социальной справедливости, «Родина» и «Справедливая Россия») и потому их слияние было бы логично, то объединение всех левых сил на постоянной основе нереально, а возможно лишь ситуативно, по конкретным вопросам. Это привело его к выводу, что в действительности объединения ждать не приходится.
Съезд партии «Справедливая Россия» / АГН «Москва» / фото: Никеричев Андрей
К близкому выводу пришли и другие политологи, и в результате вновь возник вопрос об укреплении электоральных позиций уже существующих партий, а также о вероятном создании партий новых.
О том, действительно ли нынешняя ситуация дает возможности партиям улучшить свои показатели, а также о том, каким образом в теории этого могла бы добиться «Единая Россия», с «Полит.ру» поговорил Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации.
Алексей Мухин
«Надо понимать, что шансы на улучшение своих позиций у партий есть всегда. Шанс этот есть даже у «Справедливой России» (напомним, на последних выборах в Государственную Думу партия показала очень низкий результат и выпала из числа парламентских – прим. ред.), если правильно себя позиционировать. И сейчас действительно у партий, причем не только парламентских, появились уникальные шансы усилить свои политические позиции, потому что инициативы правительства к этому располагают, так скажем.
Правительство, как нарочно, применяет все новые и новые способы отъема денег у населения, поэтому сейчас могут усилить свои позиции практически все политические партии. Кроме «Единой России» – она идет против тренда, поддерживая правительство. Поэтому, честно говоря, основной вывод доклада Агентства политических и экономических коммуникаций меня удивляет. Но он сформулирован очень осторожно: речь идет о том, что «Единая Россия» может усилить свои позиции. «А может ведь и не усилить», – так продолжил бы я. И не усилить их существенно проще: достаточно не делать ничего нового.
А что «Единой России» можно было бы сделать чисто теоретически, чтобы все-таки улучшить свое положение? В первую очередь, можно несколько ограничить правительство в его инициативах, благо ресурсы у партии для этого есть. Это можно сделать через Государственную Думу. Хотя с практической точки зрения введение такого ограничения не реально – это получилось бы нечто вроде «пчелы против меда». Но если говорить гипотетически, то такой вариант есть.
Что касается остальных партий, то они не очень отвечают за этот процесс, зато могут пиарится на антиправительственном хайпе. И если они будут делать это удачно и со смыслами, с какими-то конкретными предложениями, то они вполне смогут улучшить свои электоральные позиции в регионах уже в ближайший Единый день голосования. А там, глядишь, и до Думы дело дойдет в 2021 году.
Владислав Фронин и Вячеслав Володин / duma.gov.ru
Насколько автор доклада АПЭК Дмитрий Орлов ознакомил меня с содержанием своего доклада (это случилось еще до публикации – мы проводили «круглый стол» в «Парламентской газете», и он рассказал тогда, что именно станет одним из основных выводов исследования), к сожалению для тех, кто ожидает каких-то новаций на партийном поле, в ближайшую перспективу их не предвидится. Те же партии и останутся основным «играющим составом». Так что электорату придется перераспределять свои симпатии среди уже имеющихся игроков, не надеясь на появление новых проектов.
Хотя, с другой стороны, у меня есть сведения, что ряд довольно активных на партийном поле игроков пытаются запустить несколько новых партийных проектов. Пока не могу сказать, каких именно – это их секрет. Получится ли что-то – еще неясно, вероятность тут 50/50», – сказал Алексей Мухин.
Источник
Автор: Алексей Мухин