Как известно, американцы придумали лучший в мире истребитель-бомбардировщик. Имя ему Lockheed Martin F-35 Lightning II. Он радионевидим. Он самый передовой по электронному оснащению. Он фактически является самым последним и передовым словом в мире современной боевой авиации. Он — пятое поколение, круче которого ничего нет и еще долго никто создать не сможет. Производитель по доброте душевной желает помочь всем союзникам США как можно быстрее на него перевооружиться.
Это в теории, ибо на практике дело выглядит несколько иначе. О технических проблемах машины можно поговорить как-нибудь в следующий раз, сейчас хочется отметить другое. Хотя Lockheed Martin официально рапортует об отгрузках новеньких самолетов разным заказчикам, — юбилейный для завода трехсотый самолет в июне 2018 года отгрузили на авиабазу ВВС США в штате Юта, — появляется много косвенных признаков о проблемах с производственной линией. План выпустить еще три сотни штук до конца 2020 года оказывается под серьезным сомнением. Впрочем, не исключено, что причиной раздора опять оказались банальные деньги.
Продвигая проект самолета нового поколения, США хотели одним выстрелом положить даже не двух, а сразу всех зайцев в лесу. Вместо одной машины должно было получиться между собой очень сильно унифицированное семейство моделей разного назначения: обычная, сухопутная, для нужд ВВС (CTOL или модификация А), с укороченным взлетом и посадкой, включая вертикальные, для морской пехоты (STOVL или модификация В) и палубная, для нужд флота (CV, или модификация С). Под обещание «потом поставить продукцию в первую очередь и со скидкой от единого прайса» проектные работы почти на половину удалось оплатить взносами стран-партнеров. Ну, и тем же шагом ожидалось подвигнуть их полностью перевести на F-35 весь парк своей авиации.
На практике же стало выясняться, что производитель, во-первых, заметно отстает от согласованного графика отгрузок, во-вторых, сильно ошибся в предсказании размеров «отпускной цены» и, в-третьих, принципиально отказывается от пересмотра состава заказа. Как сообщает канал Sky News на этой почве между Великобританией и США назревает крупный скандал. Пока еще кулуарный, но имеющий все шансы с бубном и плясками вылиться в публичное пространство.
Формально Лондон заказал у Вашингтона 138 машин. Когда велись переговоры, а это было давно, более десятка лет назад, он полагал будущее страны вполне безоблачным, а поставщик сроки начала отгрузок обещал весьма скорые. Поэтому британцы думали взять «на попробовать» небольшую партию только для строившихся тогда двух новейших атомных авианосцев. Считалось, что корабли типа Queen Elizabeth пойдут серией из расчета иметь в составе Royal Navy от 4 до 5 новейших авианосцев к 2030-2035 годам. Так как самолетов собственного производства для них в Ее Величества не существовало, их главным оружием предполагались F-35C.
Но потом казна вдруг ощутила неподъемность ноши и серию постепенно начали сокращать. Был момент, когда Queen Elizabeth даже предлагалось спустить на воду в единственном количестве. Опасаясь потерять заказчика, а также рассчитывая, при случае пользоваться его морскими ударными возможностями, США уговорили британцев принять «программу помощи», по которой, в обмен на недостающие для постройки хотя бы двух авианосцев деньги, «королева возьмет» модели «В» вместо «С». Таким образом, вместе с классическими ударными «авианосными» возможностями королевский флот «за те же деньги» обретет еще и возможность использовать АВУ в качестве платформ авиационной поддержки морской пехоты.
Вроде договорились, ударили по рукам, подписали бумаги и все бы хорошо, но неприятности у британской королевы пошли, что называется, косяком. Сначала экономический кризис, а потом еще и Brexit, пробили гигантскую брешь в бюджете, поставив ребром вопрос о надобности стране явно излишне амбициозной кораблестроительной программы. HMS CVA-01 Queen Elizabeth так и быть уже построен, но с его «систершипом» HMS CVA-02 Prince of Wales дело явно застопорилось. Теоретически его спуск на воду обещан в 2019 и он, скорее всего, состоится, однако хватит ли у бюджета денег на достройку к 2022 году – очень большой вопрос.
В связи с чем у Лондона и возникло желание состав заказа на самолеты «пересмотреть», заменив примерно треть машин на сухопутный вариант «А». Причин тому сразу множество. Хотя по задумке британский атомный авианосец должен был нести на борту 90 самолетов, в конечном итоге, после оптимизационных перепроектирований их теперь в него помещается только 40. Даже если второй корабль будет достроен, размер заказанной партии явно излишен.
Потом выяснилось, что «морпеховский» вариант имеет еще и самый скромный боевой радиус в 833 километров, против 1093 км у «А» и 1100 — у «С». Российский «Кинжал» и китайская баллистическая ПКР DF-21D имеют дальность пуска около 1500 км. Бороться с их носителями предполагалось с помощью крылатой ракеты JASSM-ER с дальностью пуска в 1000 км, но вот беда, во внутренние отсеки F-35B она не помещается по габаритам, а на внешней подвеске еще больше сокращает боевой радиус, делая практически невозможной атаку позиций DF-21D с помощью F-35B.
Вариант малогабаритной КР SPEAR в отсек лезет, но имеет очень небольшую дальность, из-за чего истребители придется дозаправлять в воздухе, что сводит на нет всю их радионевидимость. Есть, конечно, неплохая норвежская ракета Joint Strike Missile, но по целому ряду неустранимых технических причин, использовать ее могут только модификации «А» и «С», но не «В».
В итоге получилось так, что из соображений безопасности HMS CVA-01 Queen Elizabeth не должен приближаться к позициям возможного пуска ПКР ближе чем на 1800 км, но с такого расстояния самолетами F-35B он сам до них достать не может. Тупик. А раз так, то зачем столько «морпеховских» самолетов покупать?
Конечно, было бы логично вернуться к «чистой» палубной версии «С», но, увы, из финансовых соображений, для удешевления конструкции от установки катапульт флот отказался в пользу трамплина, а также не стал оборудовать корабли аэрофинишерами. Если первое палубная версия «супермолнии» пережить еще как-то может, то безопасно сесть без второго уже неспособна совсем. В связи с чем, нельзя ли заменить «лишние», скажем, 50-60 самолетов обычной сухопутной версией «А»?
Тут-то и оказалось, что нет. Мол, контракт подписан, заявка утверждена, производство к ее исполнению приступило, теперь все. Заменить никак невозможно. Впрочем, скорее всего дело не в контракте, а в деньгах, и обе стороны сей момент понимают отлично. F-35C стоит 98 млн долларов, вариант «В» самый дорогой — 116 млн, тогда как самая «обычная сухопутная» версия «А» для ВВС — примерно 60 млн. Таким образом британцы пытаются получить то же количество машин в штуках, но сэкономив при этом около 3,3 млрд долларов.
Однако, что для Лондона экономия, то для Вашингтона решительно недопустимые убытки. Чтобы «сделать Америку снова великой» требуется очень много денег, а тут «плохие люди» норовят сразу три миллиарда прибыли «недодать»! Как можно!
А самое во всей этой истории смешное, что при любом исходе событий британский военный флот свое глобальное значение все равно утрачивает. И изменить это невозможно. Разве что списав в утиль свои «новейшие корабли», но на перепроектирование и перестройку под нормальный вид у Ее Величества уже нет ни времени, ни денег. Да и вообще, после 29 марта 2019 года ей вообще станет сильно не до проблем с авианосцами.
Источник
Автор: