В начале октября в околокремлевских кругах ходили слухи о конституционной реформе.
Речь шла (и об этом сообщал НЕЗЫГАРЬ) о процессе запуска конституционной реформы в канун 25-летия Конституции с целью «создания новой модели государства и управления». Дискуссию о реформе Основного закона поддержал тогда председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
А за несколько дней (напомним -это было 9 октября) митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) на встрече со студентами и преподавателями ПсковГУ выступил с предложением провести акцию по переименованию аэропортов в России.
«Почему в Париже аэропорт — «Шарль де Голль“, в Ливерпуле — «Джон Леннон», а у нас aэропорты названы в честь давно зaбытых деревень?» — заявил митрополит Тихон. И пояснил, что aэропорт «Шереметьево» можно назвать «Фёдор Достоевский», «Пулково» — «Александр Пушкин», аэропорт в Воронеже — «Андрей Платонов» или «Иван Бунин».
Инициатива митрополита Тихона получила одобрение на самом верху, — говорит источник.
«Идея Шевкунова увлекла многих и действительно превратилась в качественную общенациональную дискуссию. С одной стороны, она компенсировала отсутствие позитивной информационной повестки. С другой — отвлекало от обсуждения проигрыша губернаторов сразу в трех регионах, от роста социальной нагрузки и ухудшения уровня жизни. Два месяца все соцсети и телеящик обсуждали имена аэропортов. Негативный информационный фон был сбит».
Информированный эксперт Незыгаря утверждает, что инициатива отца Тихона совпадала в октябре с идеей конституционной реформы. «Фактически она шла фоном национальной идеи и объединения. И перехватывала серьезность обсуждения самой реформы. По времени две кампании должны были совпасть. Кроме того, если бы требовался референдум, то тема переименования вполне могла возникнуть на региональных референдумах, ведь аэропорта являются узловыми электоральными центрами».
Процедуру конституционной реформы в рамках трансферта власти отложили. Это могло произойти в ноябре после посещения Президентом Псково-Печерского монастыря.
«Трудно сказать было ли какое-то решение по конституционной реформе -все это слухи. Но уже в ноябре и социология, и аналитические справки о социальной обстановке показывали, что Система находится в фазе сильной турбулентности. Которую начал осложнять и внешний фактор»,-говорит источник.
Официально было подтверждено, что в этом году не будет никакого обращения к Федеральному собранию и торжественных собраний в честь 25-летия Конституции. Ее юбилей всего лишь отметят расширенным приемом в Кремле.
По словам эксперта, «все чувствовали подготовку конституционной реформы. Слишком было много околокремлевских сигналов. Да и сама декабрьская реформа была идеально структурирована — несколько месяцев Кремль заявлял о мерах социальной поддержки, правительство пыталось сдерживать рост цен и падения уровня жизни, максимально погасили все конфликты, ожидалась массовая амнистия с освобождением всех фигурантов резонансных дел, шли либерализация репрессивных статей».
Сама идея переждать реформу, с одной стороны, вызвана совершенно рациональными целями. Система ждет идеальную точку входа в трансферт власти. Однако, как говорят эксперты, сам процесс отложенных решений может нести и негативные последствия.
Все ждут каких-то сигналов. «И обществу, и элитам нужно обрисовать перспективу. Без них система нервничает — все питаются слухами, подозрениями и опасаются за свое будущее. Осенью элиты увлеклись идеей конституционной реформы, ожидал кадровых решений силовой блок. Отложили. И теперь элиты снова пытаются уловить сигналы». Возможно,как говорит эксперт, власти даже выгодно, чтобы элиты находились в возбужденном состоянии. Все это поддерживает активность Системы.
Между тем, инициатива митрополита Тихона в любом случае уже помогла смягчить общенациональную повестку и нейтрализовать негативный фон. Впереди новогодние праздники и долгий период выхода из них. До февраля у власти есть время придумать новую модель и подготовиться к проблемной весне, отмечает ТГ-канал «Незыгарь».
Источник
Автор: