17 декабря 1905 года родился Иосиф Хейфиц, выдающийся советский режиссер.
Личное дело
Иосиф Ефимович Хейфиц (1905—1995) родился в Минске. В 1927 году окончил Ленинградский техникум экранного искусства, годом позже — кинематографический факультет Института истории искусства.
С 1928 года работал на кинофабрике «Совкино», позднее ставшей «Ленфильмом». Совместно с Александром Зархи организовал там молодежное объединение — Первую комсомольскую постановочную бригаду.
В своей совместной книге «Как мы стали режиссерами» Хейфиц и Зархи писали: «Мы впервые вошли в киноателье как мальчишки на побегушках и на самих себе изведали все радости и горести служения сложному и многообразному кино. Кинематографическая теория в 1927 году начинала только слагаться; нигде не учили кинематографу, и никто еще не знал, чему нужно учить. Поэтому, пожалуй, наиболее интересным и правильным путем был наш путь — путь ученичества. …В 1929 году, после двухлетнего ученичества, мы наконец получили право на собственную постановку… Мы совершили невиданный в то время скачок из практикантов в постановщики, минуя промежуточные стадии: помощника режиссера, младшего ассистента, старшего ассистента и т. д.».
Вместе они сняли драму «Ветер в лицо» (1930), комедию «Горячие денечки» (1935), фильмы «Депутат Балтики» (1937), «Член правительства» (1939), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942) и другие картины.
В 1950-х пути режиссеров разошлись. В 1954 году Хейфиц выпустил свою первую самостоятельную картину «Большая семья». В этой и нескольких последующих работах он снял артиста Алексея Баталова. Народная артистка РСФСР Тамара Семина рассказывала, что «его как актера сделал Хейфиц — «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой». От фильма к фильму Баталов становился мастером. Из работы с Хейфицем каждый актер выходил обогащенным, многое о профессии и жизни понявшим».
«Дама с собачкой» была первым и очень удачным обращением режиссера к творчеству Антона Чехова. Картина снималась к столетию писателя, актеры и съемочная группа были отмечены несколькими зарубежными наградами. На смотре фестивальных фильмов в Лондоне в 1960 году Хейфиц получил почетный диплом за режиссуру этой картины.
Хейфиц отмечал, что Чехов близок ему, потому что «видел в обычном необычное»: «В этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно».
В 1966 году снял фильм «В городе С.» по рассказу Чехова «Ионыч». В 1973 году — картину «Плохой хороший человек» по повести писателя «Дуэль».
Экранизировал Хейфиц и других российских классиков — Тургенева и Куприна: в 1977 году снял фильм «Ася», а в 1982 году — «Шурочку» по повести Куприна «Поединок».
Из современников режиссер дважды обращался к романам Павла Нилина: снял по ним картины «Единственная» и «Впервые замужем».
Хейфиц преподавал в актерской школе при «Ленфильме» и на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
В 1971—1986 годах возглавлял ленинградское отделение Союза кинематографистов СССР.
Иосиф Хейфиц скончался в Петербурге 24 апреля 1995 года. Похоронен на кладбище петербургского поселка Комарово.
Чем знаменит
Один из пионеров советского художественного кино. Совместно с режиссером Александром Зархи снял целый ряд кинокартин: лирическую комедию 1935 года «Горячие денечки», «Депутата Балтики» (1936) о русском профессоре, принявшем революцию, «Члена правительства» (1939), «Малахов курган» (снимался летом 1944 года в освобожденном Севастополе), «Драгоценные зерна» (1948), «Во имя жизни» (о молодых советских хирургах, 1947), «Огни Баку» (О нефтяной промышленности Азербайджана. Фильм был показан только в 1958 году с вырезанной ролью Берии; спустя десять лет из картины также исчез Сталин).
Среди самостоятельных работ Хейфица большинство — мелодрамы на социальные темы: «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «Салют, Мария!», «Плохой хороший человек», «Ася», «Впервые замужем», «Шурочка».
С началом перестройки режиссер обратился к острой социальной проблематике. Это и тема дикой, плюющей на прошлое молодежи в «Подсудимом» (1986), и циничное отношение к старшему поколению в «Вы чье, старичье?» (1988), и пьянство, соединенное с равнодушием окружающих в картине «Рядовой случай» (1993).
Одной из последних работ Хейфица стала мелодрама о театре, гастролирующем по деревням, «Бродячий автобус», вышедшая в 1990 году.
«Я подумал, — рассказывал Хейфиц, — что если этой картине вдруг будет суждено стать последней, то я расскажу о тех, кого я любил и продолжаю любить больше всего, — актерах!».
О чем надо знать
Режиссер был дважды женат. Его первой супругой была актриса Янина Жеймо, известная по фильму «Золушка» 1947 года. В браке с ней в 1940 году родился сын Юлий Жеймо, польский кинооператор.
В браке с московской красавицей Ириной Светозаровой родились кинорежиссер Дмитрий Светозаров и художник-постановщик Владимир Светозаров.
Отношения Хейфица с Жеймо распались из-за неразберихи войны. В начале блокады Ленинграда режиссер эвакуировался с детьми (дочь Жеймо Янина Костричкина и их общий сын) в Ташкент. Янина Болеславовна осталась с сестрой в Ленинграде, ездила с концертными бригадами поддерживать защитников города.
В 1942 году Жеймо с группой актеров и родственниками смогла на самолете покинуть блокадный город. Эшелон, в который сели актеры, разбомбили. Увидеться с мужем Жеймо смогла только спустя год. Все это время Хейфиц и ее дочь от первого брака думали, что она мертва.
«Прошло больше года, и Иосиф Ефимович начал ухаживать за другой дамой, — рассказывала Янина Костричкина. — Однажды, этот момент я помню, как если бы все произошло вчера, я стояла у окна в гостинице, где мы жили. Вдруг вижу — ко входу подъезжает автобус, из него выходят люди, и среди них мама — живая и невредимая. Я остолбенела — не могла ни пошевелиться, ни что-то сказать».
Супруги расстались. Жеймо впоследствии вышла замуж за польского режиссера Леона Жанно. В кадре после «Золушки» она появилась лишь однажды, в небольшой роли.
Прямая речь
Об актерах («Российская газета», вероятно, 1990 год): «Всеволод Пудовкин как-то сказал: «Если у тебя нет хорошего оператора, то ты снимешь средний фильм, если у тебя нет хорошего второго режиссера, то фильм будет еще хуже, чем средний, если у тебя не будет великого художника, то ты снимешь плохой фильм, но если у тебя не будет великого актера-героя, то можешь менять профессию». Поэтому я считал за счастье пригласить на съемочную площадку таких артистов как Алексей Баталов или Борис Андреев, Олег Даль или его антипод Владимир Высоцкий.
…Баталов — артист на все времена и для любого сюжета. Он глыба по определению, поэтому не увидеть его невозможно. Важно, что совпали векторы мои и его. Олег Даль… Пьянствующий гений — типичный русский вариант актера. Высоцкий очень хотел выскочить из этого типичного русского круга. Даль даже и не хотел, а наоборот, как-то с ожесточением проходил круги ада».
О национальной идее (там же): «Если все будет идти естественным путем, без социальных катаклизмов и армагеддонов, то будущая формация людей должна прежде всего понять, что такое Россия. Что значит эта держава в масштабах истории человечества. Что значит ее духовная энергетика, рождающая Пушкиных и Достоевских, Чеховых и Плисецких, Гаврилиных и Свиридовых. Что значит мощь народа, не побежденного никакими Гитлерами и Наполеонами. Понять, в чем суть народа, — это и есть национальная идея. Если будущие правители — на нынешних я не надеюсь — смогут для себя понять, что такое эта страна и что такое ее народ, то надежда есть».
Тамара Семина о режиссере (там же): «Перед каждой сценой Хейфиц говорил: «Ребятки, сейчас порепетируем». Мы шли к нему в кабинет, и он рассказывал всякие истории. О предстоящей сцене — ни слова. Я думала: «И это великий режиссер? Да он вообще не режиссер!» А Хейфиц, побеседовав вот так «за жизнь», заключал: «Теперь вы готовы, снимаем». Дело в том, что он видел актера насквозь. Взгляд у него был с лукавым прищуром, и ничего от этого взгляда скрыть было нельзя. Он был волшебник и мудрец. У него было великолепное чувство юмора, но при этом он оставался необычайно наивным и доверчивым. Его разыграть ничего не стоило, и делали это непрерывно все кому не лень. Однажды операторы купили какую-то жидкость для бритья, собрались в кучку и разговаривают серьезно, чтобы привлечь внимание Хейфица.
Он подошел: «Что это?» — «Да вот новинка для бритья: выпиваешь 50 граммов, потом бреешься». Утром, вообразите, дома сын застает Хейфица перед зеркалом: он приготовился бриться и перед этим, как велели, выпивает».
Хейфиц рассказывает начинающим режиссерам о постановке на примере «Чайки» (мастер-класс режиссера, «Киноведческие записки»): «Теперь Заречная. Этот мотив вечен. Современная актриса несет тот же крест, также ездит в пропахших махоркой вагонах, также терпит грубые приставания, мотается ради заработка по провинциальным сценам. Этот кусок у актрисы совсем не вышел. Неэмоционально и никаких современных аллюзий. Ничего я здесь не почувствовал, а увидел только театральную традицию, совершенно непригодную для кино «распауженную речь».
Я бы совершенно все снизил, осовременил полностью. И в Нине, и в Треплеве. Только через современное мы можем прийти к Чехову, иначе это будет просто костюмная пьеса. Давайте-ка попробуем проговорить чеховский текст без мизансцены, в тональности обычного разговора».
6 фактов об Иосифе Хейфице
- В 1933 году совместно с Александром Зархи снял один из первых звуковых советских фильмов «Моя Родина» о вооруженном конфликте между СССР и Китаем в 1929 году. Фильм сняли с показа по приказу Ворошилова — военным не нравилось изображение в ней Красной армии.
- Хейфиц — лауреат двух Государственных (Сталинских) премий (1941, 1946). Народный артист СССР (1964) и Герой соцтруда (1975).
- Его фильм «Дело Румянцева» (1956) был одним из первых советских детективов.
- За более чем 60 лет в кино режиссер поставил 29 полнометражных лент, во многих он выступал автором или соавтором сценария.
- Летом Хейфиц жил в петербургском поселке Комарово, на даче, построенной по стандартному финскому проекту. У него часто гостили актер Алексей Баталов, писатели Юрий Герман и Павел Нилин, кинорежиссеры Алексей Герман и Илья Авербах.
- Хейфиц любил повторять: «Самое трудное — просто и честно снять один кадр о человеке. Не льстить ему и не заискивать перед ним. Быть с ним на «ты», но не фамильярничать. Ненавидеть в нем раба и мещанина, но всегда ощущать глубоко упрятанный резерв добра».
Материалы об Иосифе Хейфице: