На съезд в некоторых регионах рвались молодые партийцы, но их туда не допустили, что стало известно президенту и очень ему не понравилось. В ближайшее время по этим регионам будут сделаны выводы, вплоть до организационных – так утверждают некоторые ТГ-каналы, знакомые с властным инсайдом.
Сейчас низкий рейтинг ЕР привел к необходимости кандидатов в губернаторы и ВРИО идти на выборы как самовыдвиженцы, чтобы обойти народные антипатии к партии власти после пенсионной реформы. Но ход конём ничего не изменил в принципах любой политической системы – руководители регионов должны состоять в партии власти.
Ряд экспертов считает, что так как время — лучший лекарь, то у ЕР и Турчака есть возможность при помощи современных политтехнологий (усиление региональных отделений, цифровизация и ведение новых партийных активистов в политику) суметь остановить падение рейтинга партии и вернуть его на прежнее место. Ежегодные единые дни голосования в регионах покажут, насколько это получится у Турчака. Но то, что в партию вошло пополнение из резерва президента, говорит о том, что предстоят серьёзные дела.
Прежде всего, готовится изменение отношений центра с регионами в сторону предоставления больших прав и ответственности регионам. Если сейчас губернаторы отвечали только за распределение бюджетов, то сейчас они будут региональными операторами федеральных проектов. По способности к такой деятельности они подбираются, а по способности стать их опорой в партии будут подбираться кадры и работать кадровые лифты, которые, как известно, ходят не только верх, но и вниз. Россия будет углублять федерализацию, и способность брать на себя полный цикл работ станет главным требованием к кадрам, которые, как известно, решают всё.
С 2007 года в верхних эшелонах власти идут разговоры о том, что систему отношений центра с регионами нужно радикально менять. С тех пор ещё Дмитрий Козак пытался безуспешно разработать систему оценки экономической эффективности глав регионов. И вот через 11 лет стало возможным начать этим заниматься. Видимо, слишком многое не было готово тогда для начала такой работы. Слишком зависим был центр от региональных элит, так как пришлось бы рубить внутриэлитные связи ключевых групп.
Тогда на это не было сил, сейчас они есть. Кризис и антикоррупционные прополки ослабили многие связи, и центр немедленно вклинился в образовавшуюся пустоту, заполнив её своими выдвиженцами из резерва, набранного по иным критериям, чем нынешняя элита, сформированная в конце девяностых — начале нулевых.
Трансформация «Единой России» — процесс, объективно необходимый, так как он есть часть общего процесса трансферта власти. ЕР должна принципиально обновиться, чтобы быть способной гарантировать стабильность политической системы в момент выборов нового президента и изменения функций Госсовета. Таким образом, политическая реформа, начавшаяся с изменений в «Единой России», неизбежна, и она, по сути, началась.
Путин недоволен работой старого Высшего совета и не доверяет пока новому, именно потому он и покинул съезд до окончания его работы. Ротация в Высшем совете составила 40%. В него вошли новые губернаторы и министры. Индикаторами течения процесса будут такие знаковые фигуры, как Козак, Кириенко и Кожемяко. По происходящему с ними и вокруг них будет видно, куда и как идёт процесс.
В целом первая группа экспертов считает, что начался процесс выведения Медведева из системы элитных связей и понижение его ресурса. В перспективе должен случиться вывод Медведева и стоящих за ним старых либеральных групп из политики.
Но в экспертном сообществе есть и другое мнение: неспроста Андрея Турчака поставили под контроль Борса Грызлова. В то же время первый заместитель главы администрации президента Кириенко и Турчак на съезде много говорили о необходимости слушать и слышать общество, работать с НКО и общественностью в режиме диалога. Увязать это с передачей партии под контроль Грызлова трудно.
Учитывая, что в ЕР остались многие одиозные персоны, соединение несоединимого в стратегии и персонах партийных лидеров создаёт определённый конфликт в её высшем руководстве. Не понимать этого в Кремле не могут. Из этого делается вывод, что таким элегантным решением партия ставится в положение заведомой неудачи, что повлечёт со временем необходимость создания нового партийного проекта.
Можно сказать, что такая точка зрения, скорее всего, не верна, так как администрация президента считают ЕР очень важным элементом политической системы, хотя и прекрасно понимают все изъяны составляющих эту партию некоторых членов. Грызлов известен своими связями с Советом безопасности и администрацией президента, так что можно сказать, что он будет держать партию в руках до тех пор, пока Турчак не наберёт собственного политического веса и не сможет управляться сам.
Кураторы партии допускают возможность неудачи партии и её руководителей в деле перепозиционирования имиджа и наращивании эффективности. И потому оставляют резервный вариант создания нового партийного проекта на базе ОНФ, который пока что идёт параллельно с ЕР. Ведь в любом случае, с ЕР или без неё, в Госдуме 2021 года должна быть прочная политическая основа.
В идеале двухпартийная политическая система будет прочнее нынешней, однако партии должны сами принять решение об укрупнении. Ломать их через колено никто не станет, это непродуктивно. Однако удастся ли объединить нынешнюю парламентскую оппозицию добровольно до того, как она испытает электоральную катастрофу, сказать сложно. Слишком разные электоральные базы у этих партий.
Перед нами лежит веер возможностей, и по какому пути пойдёт история, сказать трудно. Однако можно утверждать точно, что политическая система вышла из состояния застоя, и начался процесс трансформаций. И объявил о начале этого процесса Владимир Путин на съезде партии «Единая Россия».
Для нас же главное другое: в России партии власти приходят и уходят. Власть остаётся. И пока есть власть, есть и Россия. Хорошая власть или плохая — другой вопрос. Плохую можно улучшать, а вот когда её вовсе нет, как в бывших Ливии или СССР, тогда улучшать нечего.
Есть те, кто стремится устранить партию власти, есть те, кто стремится устранить власть. Для нас важно отличать первых от вторых и понимать мотивы их воли к власти. И поддерживать не тех, кто одержим демоном власти, а тех, для кого власть – это крест, на который не просятся, но и от которого не бегают. Тогда ошибки в выборе не будет. России предстоит пройти через серьёзные изменения.