При изучении ситуации на газовом рынке Европы, очень часто мы делаем ошибку, которая неизбежно приводит к неверным выводам. К огромному сожалению, эта ошибка весьма характерна для многих СМИ, любящих заголовки вот такого стиля: «Штаты намерены вытеснить из Европы российский природный газ». Дальше можно не читать – все равно ничего, связанного с реально происходящими событиями, увидеть не удастся.
Идеологи глобального рынка изрядно надоели многим из нас, слишком очевидно, что положительных результатов эта идеология принести России не способна. Но это мы с вами сопротивляемся, а «по ту сторону барьера» либеральная экономика победила окончательно и бесповоротно, любой сопротивление было подавлено немало лет тому назад.
Один из постулатов либеральной экономической теории – государство не способно эффективно вести непосредственную хозяйственную деятельность, оно должно уйти из экономики, оставив себе только регулирующие функции. Этот постулат был аккуратно, последовательно, тщательно внедрен в странах ЕС и в США – там нет государственных предприятий, ведущих бизнес на газовом рынке.
Исключением временно остаются государства Восточной Европы, но для каждого из них Еврокомиссия отвела четко определенные сроки до неизбежной приватизации. И в законодательстве как ЕС, так и стран, входящих в его состав, нет никаких юридических механизмов, которые позволили бы принудить частные компании к действиям, которые ведут к нарушению их экономических интересов. Аналогично выглядит ситуация и в США – добычей, транспортировкой, сжижением природного газа там занимаются только и исключительно частные компании.
Да, наша «ошибка» понятна – уже больше двух десятилетий эксклюзивным правом на трубопроводный экспорт природного газа в России обладает только государственная компания «Газпром». Да, в России президент имеет полное право принимать решения по ведению газовых дел, которые для «Газпрома» обязательны к исполнению – для нас это привычно и естественно. Но ничего подобного нет и быть не может в ЕС и в США.
Никакие постановления «партии и правительства», никакие заявления Трампа, Меркель, Юнкера не могут стать приказами для газовых компаний, для владельцев заводов по сжижению газа или регазификационных терминалов. Если, к примеру, летом этого года президент Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер обещал Трампу, что «Европа построит новые терминалы для приема СПГ» — вот Юнкер и будет их строить.
А для того, чтобы этой деятельностью занялись профессионалы газовой отрасли, ЕК должна изобрести для них целую систему субсидий и преференций, что тут же вызовет возмущение лоббистских групп, связанных с другими отраслями европейской экономики. Мало того: даже если в Европе будут построены новые регазификационные терминалы, у руководства ЕС нет способов заставить их владельцев покупать СПГ в ущерб их экономическим интересам ради каких-то политических предпочтений.
Эту картину дополняет американский пейзаж: у мистера Трампа нет способов заставить владельцев СПГ-заводов работать с клиентами, которые предлагают заведомо невыгодные условия для сделок, отправлять продукцию в какой-то определенный регион мира. Поэтому летние встречи Трампа и Юнкера, на которых один предлагал массированные поставки СПГ, а второй серийное строительство терминалов для его приема – это антреприза по сюжету старинного анекдота про поиск денег и вагона с вареньем.
Два серьезных джентльмена, политические лидеры старательно пускали друг другу пыль в глаза, а мы с вами не только вчитывались в их заявления, но еще и изучали комментарии аналитиков, которые на полном серьезе пытались делать из этого действа далеко идущие выводы.
Чтобы не терять время на подобные политические игры, есть надежная «лакмусовая бумажка» — нужно просто посмотреть, появится или нет хотя бы один комментарий от руководства компании «Nord Stream 2 AG». Если комментариев нет – значит, мы имеем дело всего лишь с очередным эпизодом информационной войны, не более того.