14 января 1911 года родился писатель Анатолий Рыбаков.
Личное дело
Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия — Аронов, 1911—1998) родился в украинском Чернигове в еврейской семье. Его отец был управляющим на винокуренном заводе.
В 1919 году семья переехала в Москву, поселившись на Арбате, в доме №51, позднее описанном Рыбаковым в своих произведениях. Окончив школу, работал грузчиком, затем шофером на Дорогомиловском химзаводе. В 1930 году поступил на автодорожный факультет в Московский институт инженеров транспорта.
В ноябре 1933 года студент Рыбаков был арестован и осужден на три года ссылки за стенгазету и участие в дискуссии, в которой выступал «как бы примиренчески по отношению к троцкистской оппозиции».
До начала войны работал шофером и слесарем в Башкирии, Рязани, Твери. «Став своего рода «бомжем», я как бы выпал из поля зрения органов, которые все время подбирали тех, кто однажды побывал у них в лапах», — вспоминал писатель.
В Рязани встретил свою первую жену, бухгалтера Анастасию Тысячникову. В октябре 1940 года у них родился сын Александр.
В 1941 году был призван в армию. Служил в автомобильных частях, прошел войну от обороны Москвы до штурма Берлина. Осенью 1945 года «за проявленное отличие в боях» был признан не имеющим судимости. Справка давала возможность писать в анкетах «не судим» и поселиться в Москве, что он и сделал после демобилизации в 1946 году.
Тогда же начал писать приключенческие книги для юношества. Его первая повесть «Кортик» появилась в 1948 году. В 1956 году вышло ее продолжение — «Бронзовая птица». В 1975 году была опубликована заключительная часть трилогии — «Выстрел».
В 1960-х написал приключенческий цикл «Приключения Кроша», «Каникулы Кроша» и «Неизвестный солдат». Все ее части, как и повести о кортике, были экранизированы.
Еще в конце 1950-х начал работать над романом «Дети Арбата» — о судьбах молодого поколения тридцатых годов. Роман был опубликован уже в перестройку — в 1987 году. В 1990-х годах вышли его продолжения — книги «Страх» и «Прах и пепел».
В 1950-х женился во второй раз — на писательнице Наталье Давыдовой, автора романов «Братство проигравших», «Любовь инженера Изотова», «Никто никогда». В 1960 году них родился сын Алексей Макушинский — поэт и прозаик, профессор университета в немецком Майнце.
В 1978 году Рыбаков женился в третий раз. С Татьяной Винокуровой-Рыбаковой он прожил до конца жизни, она являлась редактором писателя.
Был одним из основателей и первым президентом советского ПЕН-центра (отделения Всемирной организации писателей) в 1989—1991 годах, с сентября 1991 года — почетным президентом российского ПЕН-центра.
С начала 1990-х подолгу жил в США. В 19 он перенес операцию на сердце.
Анатолий Рыбаков скончался в Нью-Йорке 23 декабря 1998 года, в возрасте 87 лет. Похоронен в Москве на Ново-Кунцевском кладбище.
Чем знаменит
Анатолий Рыбаков — автор советских и российских бестселлеров. Его книги изданы в 52 странах мира, их общий тираж превышает 20 миллионов экземпляров.
Помимо повестей для юношества (циклы «Кортик», «Приключения Кроша») Рыбаков писал и «взрослые» романы, среди которых «Водители» (1950), «Екатерина Воронина» (1955), «Тяжелый песок» (1987). В 1987 году был издан его нашумевший роман о сталинском поколении — «Дети Арбата».
Книги писателя охотно экранизировали. В 2005 году, уже после его смерти, вышел телесериал «Дети Арбата», в 2008 году — сериал «Тяжелый песок».
О чем надо знать
Анатолий Рыбаков
Все романы писателя в советское время издавались миллионными тиражами, получали премии — от Сталинской до Государственной. Рыбаков считался успешным и идеологически правильным прозаиком.
В разгар перестройки он смог выпустить роман «Дети Арбата», пролежавший 20 лет на полке. Книга была издана тиражом в 10,5 миллионов экземпляров и стала главным успехом Рыбакова в постсоветскую эпоху. Арбатская трилогия является продолжением книг о кортике: все они об одном поколении — в юношеских повестях это молодые люди и их идеалы в 1920-х годах, а в трилогии «Дети Арбата» действие разворачивается позднее — когда, по словам писателя, «эти молодые ребята превратились в лагерную пыль в 30-х или погибли в 40-х на фронтах Отечественной войны».
Прямая речь
О «Детях Арбата» (Gazeta.zn.ua, январь 1995): «Никогда писатель не может предугадать, будет ли успех у его книги. Я писал «Дети Арбата», потому что не мог не писать, а они двадцать лет пролежали в столе. Я вообще не рассчитывал напечатать их при жизни. «Прах и пепел» я также писал, не заботясь, будут ли читать эту книгу или нет, — мне важно было закончить историю моих героев. Я это сделал. А что до успеха, то книга эта вышла тиражом 200 тысяч, невиданным по нынешним временам для серьезной книги в России, а первый тираж — 30 тысяч — разошелся в течение шести дней. Во время презентаций в книжных магазинах я подписывал по триста экземпляров, у меня уставала рука и болело сердце, я должен был брать валидол. Книга разошлась».
О Горбачеве и неудачном опыте перестройки («Дружба Народов», март 1999): «…Из того положения, которое было в 85-м году, имея власть, можно будет выбраться. А все было в руках у Горбачева. Ему выпал исторический шанс — изменить судьбу страны. Генеральный секретарь партии, фигура неприкасаемая. Он себя считал реформатором и мог спокойно перевести страну на другие рельсы. В «Романе-воспоминании» я передаю стенографически точно свой разговор с А. Н. Яковлевым в 86-м году. Я говорил ему, что уже скоро полтора года перестройки, а страна продолжает жить в сталинском режиме, в сталинском оцепенении, что нужны быстрые и решительные меры. Нужно возвращаться к нэпу: банки, тяжелая промышленность, транспорт — у государства, все остальное, включая торговлю, у частника. <…> В 1921 году страна была разрушена после двух войн — первой мировой и гражданской. Я отлично помню то время. Заводы и фабрики стояли. Рабочие разбежались по деревням. Все растаскивалось, сжигалось, уничтожалось нещадно… Мы жили на Арбате, в огромном доме, описанном мной в моих книгах. Лифт не действовал, отопление зимой не работало, мы ставили «буржуйку», если дрова кончались, топили мебелью. Магазины пустые. Мы получали по сто грамм хлеба в день. За этими ста граммами надо было еще выстоять очередь. И я стоял с номером, написанным на руке. А в 1923 году уже все было. Одним ленинским декретом ввели нэп, и все изменилось, разруха кончилась».
О причинах отъезда в Нью-Йорк (там же): «Писатель живет там, где ему хорошо работается. Я русский писатель, пишу на русском языке, описываю Россию и русских людей — вполне естественно, что я живу в России. А то, что пару лет провел в Америке, то просто здесь мне было не по себе. Я человек старой закалки и не мог вынести того, что творится у нас сегодня. В Нью-Йорке мне удобно работать, потому и сумел написать «Роман-воспоминание». В Израиле я не смог бы в силу своего характера уйти от общественных проблем, стоять в стороне, начал бы принимать участие в том, в этом — и кончился бы как писатель. Я тебе скажу: количество глупых людей в Америке и в России одинаково. (Смеется.) Но в России я их слушаю и раздражаюсь, а в Америке слушаю и, не зная английского языка, думаю о чем-то своем. Так что мне было там спокойно и работалось хорошо».
4 факта об Анатолии Рыбакове:
- В детстве Рыбаков с дедушкой ходил в синагогу, впоследствии всегда ощущал себя частью еврейского народа. Рассказывал: «Я видел могилы, рвы, заваленные еврейскими телами… Я видел уничтоженные города, выжженные местечки… это моя кровь проливалась».
- В 1964 году отнес рукопись романа «Дети Арбата» в «Новый мир». Главный редактор журнала поэт Александр Твардовский хотел ее напечатать. Автору даже заплатили аванс, но рукопись тогда не пропустили.
- В образе одного из главных героев арбатской трилогии — Саши Панкратова — Рыбаков изобразил самого себя.
- Из писателей любил Пушкина и Толстого и не любил Достоевского.
Материалы об Анатолии Рыбакове:
Биография писателя в Википедии