Глава российской делегации, министр экономического развития Максим Орешкин выступил на деловом завтраке Сбербанка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе. «На наш взгляд, мы подошли к концу достаточно длительного периода — суперцикла в экономической политике. На мой взгляд, он длился лет тридцать. Это был период активной глобализации. Все мы как экономисты знаем, что он принес существенный позитивный элемент добавленной стоимости экономике мира», – передает Р: «Новости» его слова.
По мнению Максима Орешкина, ключевой проблемой стало то, что эта возникшая добавленная стоимость не была единообразно распределена даже внутри отдельных государств. Это усиление расслоения ведет к смене политического ландшафта. В качестве примера он привел Францию, в которой в некоторый момент 80% населения поддерживало желтых жилетов. «Мы будем видеть нарастание этой тенденции – деглобализации, рост национализма. И я думаю, что решение будет лежать в индивидуальной плоскости для каждой страны», – заключил он.
Давос, экономический форум /flickr.com/photos/worldeconomicforum
Всемирный экономический форум в Давосе 2019 проходит с 22 по 25 января. Многие мировые лидеры в этом году не смогли посетить форум. Президент США Дональд Трамп отменил свою поездку из-за шатдауна – спора с демократами о бюджете, в результате которого тысячи американских госслужащих не получают с января зарплату. Президент Франции Эммануэль Макрон оказался слишком занят решением проблемы желтых жилетов. Внутренние проблемы, а именно подготовка к выходу Великобритании из ЕС, не позволили приехать и премьер-министру Соединенного королевства Терезе Мэй. Не приехал на форум и лидер Китая Си Цзиньпинь, китайскую делегацию возглавляет заместитель председателя КНР Ван Цишань. Российскую делегацию возглавляет министр экономического развития Максим Орешкин.
Своим мнением о том, насколько представительным в этом году получился форум, о том, кто из мировых лидеров посетит Давос в следующем году, и о том, к какому формату следует стремиться мероприятию для того, чтобы сохранить интерес публики, с «Полит.ру» поделился политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Габитович Абзалов.
Дмитрий Абзалов
Я бы не сказал, что именно в этом году резко упала важность форума в Давосе, этот процесс начался еще раньше. Давосский форум всегда был не только экономическим мероприятием, он включал в себя и дипломатический элемент. В качестве примера можно вспомнить активные обсуждения палестино-израильской проблемы. Но постепенно стали появляться национальные и региональные форумы, что несколько снизило интерес финансистов, основные социально-политические вопросы стали обсуждаться в рамках G20.
Как ни парадоксально, интерес к экономическому форуму в Давосе во многом поддерживается благодаря руководителям стран, которые его посещают, в прошлом году особенный интерес вызвали Трамп и Макрон. В этом году на форум не приехали многие мировые лидеры. Но, например, хотя Трамп в этом году не приехал из-за шатдауна, однако на форуме было включение госсекретаря Майка Помпео по видеосвязи из США.В этом году Трамп не приехал из-за внутриполитических проблем, но он привык ездить на форум в Давосе еще как предприниматель, поэтому я не исключаю, что в следующем году он приедет.
То же самое касается и президента Франции Макрона. Я напомню, что он собирался на форум в Давосе, но не приехал из-за протестов желтых жилетов. На фоне протестов он активно проводит различные мероприятия, встречается с мэрами французских стран, и ехать в Давос в этой ситуации было бы довольно странно.
Си Цзиньпинь в Давосе / flickr.com/photos/worldeconomicforum
Еще одним драйвером интереса был Си Цзиньпинь. Можно вспомнить его знаменитое заявление на форуме в Давосе, что теперь Китай стал оплотом либерализма. В этом году Си также не приехал. Не приехал и президент Российской Федерации. В связи с тем, что основные игроки не приехали, интерес к этому спектаклю несколько снизился.
Свою роль в снижении интереса к форуму сыграла и его политизация. Хотя политические вопросы обсуждались, Давос всегда достаточно активно дистанцировался от политики и позиционировал себя именно как экономическое мероприятие. Но как показывает практика, политическое давление все-таки оказывалось. Конечно же, предложения ехать в таком полустатусе, как предлагали трем российским предпринимателям: Вексельбергу, Дерипаске и Костину, не добавляют авторитета организаторам. Например, Дерипаске предлагали ехать фактически не как представителю компании, а как представителю благотворительного фонда. Это, конечно, довольно оригинально, собственно, он и не поехал.
На этом фоне, естественно, несколько снизился интерес делегации Российской Федерации. Изначально предполагалось, что поедет премьер-министр, затем, как известно, было принято решение о снижении статуса делегации, поехал министр Орешкин. Он даже не вице-премьер, и с этой точки зрения статус делегации, конечно, понизился.
Российская делегация в Давосе / flickr.com/photos/worldeconomicforum
На форум и в этом году приехало довольно много представителей крупных компаний. Но представители крупных компаний ходят за основными ньюсмейкерами, поэтому в этом году Давос проиграет как в представительстве, так и в принятых решениях. А основные вопросы будут обсуждаться на саммите G20 в июне в Японии.
В этом году получается некоторый междусобойчик. Что будет в следующем году, сильно зависит от того, кто из мировых лидеров приедет. Можно попробовать это спрогнозировать. У Трампа будет разгар предвыборной компании. Кроме того, в январе могут снова возникнуть проблемы при принятии бюджета. Поэтому я не уверен, что у него будет пространства для маневра, чтобы приехать на форум. Макрон может не захотеть выпячивать свое инвестиционно-экономическое происхождение. Думаю, что он несколько дистанцируется от экономических форумов, попробует сместиться к лево-правой повестке. Если он и поедет, то с какой-то конкретной повесткой, например, о переформатировании Европейского союза.
Ангела Меркель – интересный спикер, которая посетила форум в этом году, возможно, приедет и в следующем. Но она уже точно не будет премьером в следующий избирательный цикл. Поэтому не факт, что она захочет тратить свое время. Си Цзиньпинь может использовать форум как платформу, но надо иметь в виду, что у него есть своя сильная повестка.
Ангела Меркель / flickr.com/photos/worldeconomicforum
Довольно интересным спикером, который приехал и в этом году и может приехать в следующем, является Синдзо Абэ. В этом году ему предстоят выборы в верхнюю палату парламента, и ему важно усилить свои переговорные позиции. Будет ли у него такой интерес к форуму в следующем году, сказать довольно сложно.
Вообще же у Давоса, на мой взгляд, основные проблемы в повестке. Так, расцвет G20 был связан с попыткой решить проблемы кризиса 2008 года. Давос в этом году пытается играть в игру «Экономика 2.0». Обсуждается 4-ая промышленная волна, вопросы, связанные с роботизацией. Это достаточно интересный заход, но для него у Давоса слишком консервативный формат. Такие мероприятия можно проводить в Кремниевой долине, старый финансовый швейцарский формат для этого не очень подходит. Мир поменялся, и формат, конечно, нужно перестраивать. На фоне современного мира форум в Давосе уже выглядит некоторым анахронизмом. Давос пытается модернизироваться, но это требует привлечения крупных игроков, которые реально могут влиять на эти вопросы. Вы не можете говорить об «экономике 2.0» без серьезного представительства Китая или Европейского союза.