• 23.11.2024 13:39

    Новый диагноз Александра Македонского

    Новый диагноз Александра Македонского

    Ретродиагностика – постановка диагноза знаменитым деятелям прошлого – не столь уж редкое занятие ученых. Если останки исторического лица сохранились до наших дней, на помощь приходят естественнонаучные методы исследования, если же не осталось даже костей, пытливые авторы выдвигают всё новые и новые гипотезы на основе описаний болезни в письменных источниках. Раньше мы рассказывали о предположениях по поводу болезней Микеланджело (остеоартрит), короля вестготов Алариха (малярия), Юлия Цезаря (эпилепсия, микроинсульт, опухоль мозга или заражение паразитическим червем) и даже Джоконды (множество диагнозов). На прошедшей неделе широко разошлась новость об очередной гипотезе, объясняющей причину смерти Александра Македонского.

    Автор диагноза – Кэтрин Холл (Katherine Hall), врач и преподаватель новозеландского  Университета Отаго. Статью с изложением ее доводов опубликовал The Ancient History Bulletin, кратко она пересказывается в пресс-релизе Университета Отаго. Диагноз оставляет особенно драматическое впечатление, ведь, если предположение Кэтрин Холл верно, Александр оставался живым, хотя и парализованным, в течение нескольких дней, когда все приближенные уже считали его мертвым и боролись за возможность стать его преемником.

    Напомним кратно известные со слов античных историков сведения. Александр, всего за десять лет покоривший огромное пространство, вернулся из дальнего похода в 324 году до н. э. Сначала он долгое время жил в бывшей персидской столице Сузах, затем – в Вавилоне, который, как считается, он хотел сделать столицей своей державы. Александр живет в роскоши, носит персидские одежды и приказывает, чтобы подданные падали ниц при его появлении, что привычно для персов, но возмущает македонян. Вдобавок к уже имевшейся у него жене бактрийской царевне Роксане Александр берет еще двух жен: дочь Дария III Статиру и дочь Артаксеркса III Парисатиду. Но за богатыми пиршествами Александр не оставляет государственных дел. Он готовит порт в Персидском заливе, строит флот и набирает новые войска. Предполагают, что он планировал покорить Аравию, а, возможно, думал о завоеваниях в западном Средиземноморье. Но эти планы остаются нереализованными. Летом 323 года до н. э. немного не доживший до тридцати трех лет Александр умирает после непродолжительной болезни.

    Наиболее подробный рассказ об обстоятельствах смерти Александра мы находим в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха:

    Однажды после великолепного приема в честь Неарха и его спутников Александр принял ванну, как он делал обычно перед сном, и собирался уже было лечь, но, вняв просьбе Медия, отправился к нему на пир. Там он пил весь следующий день, а к концу дня его стало лихорадить. Некоторые писатели утверждают, будто Александр осушил кубок Геракла и внезапно ощутил острую боль в спине, как от удара копьем, — все это они считают нужным измыслить, чтобы придать великой драме окончание трагическое и трогательное. Аристобул же сообщает, что жестоко страдая от лихорадки, Александр почувствовал сильную жажду и выпил много вина, после чего впал в горячечный бред и на тридцатый день месяца десия умер.

    В «Дневниках» о болезни Александра сказано следующее. На восемнадцатый день месяца десия он почувствовал в бане сильнейший озноб и заснул там. На следующее утро он помылся, пошел в спальню и провел день, играя с Медием в кости. Вечером он принял ванну, принес богам жертвы и поел, а ночью его сильно лихорадило. На двадцатый день он принял ванну, совершил обычное жертвоприношение и, лежа в бане, беседовал с Неархом, который рассказывал ему о своем плавании по Великому морю. Двадцать первый день он провел таким же образом, но жар усилился, а ночью он почувствовал себя очень плохо, и весь следующий день его лихорадило. Перенесенный в большую купальню, он беседовал там с военачальниками о назначении достойных людей на освободившиеся должности в войске.

    На двадцать четвертый день у Александра был сильный приступ лихорадки. Его пришлось отнести к жертвеннику, чтобы он мог совершить жертвоприношение. Высшим военачальникам он приказал остаться во дворце, а таксиархам и пентакосиархам — провести ночь поблизости. На двадцать пятый день, перенесенный в другую часть дворца, он немного поспал, но лихорадка не унималась. Когда к нему пришли военачальники, он не мог произнести ни слова, то же повторилось и на двадцать шестой день.

    Македоняне заподозрили, что царь уже мертв; с криком и угрозами они потребовали у царских товарищей, чтобы их пропустили во дворец. Наконец они добились своего: двери дворца были открыты, и македоняне в одних хитонах по одному прошли мимо ложа царя. В этот же день Пифон и Селевк были посланы в храм Сераписа, чтобы спросить у бога, не надо ли перенести Александра в его храм. Бог велел оставить Александра на месте. На двадцать восьмой день к вечеру Александр скончался [перевод здесь и далее М. Н. Ботвинника и И. А. Перельмутера, упомянутые в цитате «Дневники», или «Эфемериды» – не дошедшие до нас записи придворного журнала Александра Македонского].

     

    Умирающий Александр Македонский смотрит на своих воинов. Иллюстрация Уолтера Крейна

    Что же за болезнь в столь краткий срок погубила великого завоевателя? Ответ на этот вопрос пытались дать неоднократно. Часто исследователи называли малярию, заразиться которой царь мог, когда незадолго до смерти среди болот и озер инспектировал строительство канала и плотин, защищавших местность от наводнений (Арриан «Поход Александра» VII, 21). Однако у этой гипотезы есть слабое место, так как периодичность приступов лихорадки у Александра не соответствует малярии. Другая болезнь-кандидат – брюшной тиф, в ходе которого нарастающая лихорадка может привести к резкой заторможенности («не мог произнести ни слова»). Третий кандидат – вирус лихорадки Западного Нила. А когда симптомы болезни Александра загрузили в программу Global Infectious Disease Epidemiology Network, она в качестве наиболее вероятного диагноза выбрала грипп.

    Иногда говорят об алкогольной болезни печени, что не лишено оснований при образе жизни Александра, но не факт, что заболевание печени само по себе могло привести к столь скоротечной кончине. Называют также острый панкреатит, спровоцированный «обильным употреблением алкоголя и очень богатой едой», острый эндокардит, порфирию и даже лейкемию. Упоминают, что, находясь в Египте, Александр мог заразиться паразитическим червем шистосомой (Schistosoma haematobium)

    Ходили слухи, что Александр был отравлен, но они не вызывали доверия уже у античных историков. Основным подозреваемым был Антипатр – полководец, служивший еще отцу Александра Македонского Филиппу и управлявший Македонией во время азиатского похода Александра. Возможно, определенный мотив у Антипатра был. Когда-то он пользовался почти безграничным доверием Александра, но враждовал с матерью царя – Олимпиадой. Из-за ее жалоб Александр снял Антипатра с поста наместника Македонии и вызвал к себе. Правда, весть о смерти Александра пришла быстрее, так что Антипатр так и не покинул Европы. Вот, как комментирует версию об отравлении Плутарх:

    Те, кто утверждает, что яд был послан Антипатром и что Антипатр сделал это по совету Аристотеля, ссылаются на рассказ некоего Гагнофемида, который сообщает, что слышал об этом от царя Антигона.

    Ядом, как передают, послужила ледяная вода, которая по каплям, как роса, стекает с какой-то скалы близ Нонакриды; ее собирают и сливают в ослиное копыто. Ни в чем другом хранить эту жидкость нельзя, так как, будучи очень холодной и едкой, она разрушает любой сосуд.

    Большинство писателей, однако, считает, что вообще все это выдумка и что никакого отравления не было. Убедительным доводом в пользу этого мнения может служить то, что на теле Александра, в течение многих дней, пока военачальники ссорились между собой, пролежавшем без всякого присмотра в жарком и душном месте, не появилось никаких признаков, которые свидетельствовали бы об отравлении; все это время труп оставался чистым и свежим.

    Упомянутая Плутархом Нонакрида – город в Аркадии, возле которого, как считалась, на поверхность земли выходили воды смертоносные реки Стикс. Был слух, что яд изготовил учитель Александра – Аристотель, который стал бояться своего ученика после того, смерти своего внучатого племянника Каллисфена, заточенного Александром из-за подозрения в заговоре. Исполнителем преступления называют или Кассандра – старшего сына Антипатра, прибывшего в Вавилон, чтобы защитить отца перед лицом Александра, или другого сына – Иоллая, который был царским виночерпием. «Я записал это скорее для того, чтобы показать, что я осведомлен в этих толках, а не из доверия к ним», — пишет Арриан (VII, 27, перевод М. Е. Сергеенко). Помимо Антипатра с сыновьями есть еще один кандидат на роль отравителя – одим из главных полководцев Александра Птолемей, ставший потом царем Египта.

    Предполагалось также, что отравление могло быть не убийством, а несчастным случаем. Античная медицина использовала немало ядовитых растений, и передозировка лекарства могла стать роковой. Причиной смерти Александра могла стать чемерица белая (Veratrum album) или черный морозник (Helleborus niger), применявшиеся при целом ряде болезней. Обычно настои этих растений пили в смеси с вином и медом. Со слов Плутарха известно, что Александр интересовался вопросами медицины и часто «приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим». Можно предположить, что он применял и лекарственные растения.

    Наконец, порой исследователи отметают как болезни, так и отравления, и связывают смерть Александра со сколиозом. Античные авторы сообщают, что шея Александра была слегка наклонена влево (позже, император Каракалла, подражавший Александру, тоже будет наклонять голову). Причины искривления шеи называют разные. Оно могло возникнуть после травмы, могло быть следствием редкой формы косоглазия – синдрома Брауна, когда при строго вертикальном положении головы в глазах у человека двоится, а могло быть и врожденным. По одной из версии, у Александра мог быть генетический синдром Книппеля – Фейля, или синдром короткой шеи. Нарастающее сдавливание спинного мозга могло привести к параличу и смерти.

     Новый диагноз Александра Македонского

    Бюст Александра Македонского. Капитолийские музеи

    Кэтрин Холл считает, что причиной смерти Александра Македонского стало аутоиммунное заболевание, поражающее периферические нервы и проявляющееся в виде параличей и нарушений чувствительности, которые начинаются в отдаленных от туловища частях конечностей и постепенно продвигаются ближе. Болезнь называется синдромом Гийена – Барре в честь французских невропатологов, описавших ее в 1916 году.

    Синдром Гийена – Барре нередко возникает после инфекционных заболеваний, чаще всего – воспалений тонкого кишечника, вызванного бактерией Campylobacter jejuni. По словам Кэтрин Холл, наличие этого возбудителя не исключено во времена Александра Македонского. Одна из форм синдрома проявляется как паралич, не сопровождаемый спутанностью или потерей сознания. По свидетельству Арриана, Александр в последние дни болезни, узнавал вошедших к нему людей, но не мог им ничего сказать. Исследовательница обращает особенное внимание на уже нами цитировавшиеся слова Плутарха: «…на теле Александра, в течение многих дней, пока военачальники ссорились между собой, пролежавшем без всякого присмотра в жарком и душном месте, не появилось никаких признаков, которые свидетельствовали бы об отравлении; все это время труп оставался чистым и свежим». По ее мнению, Александр в тот момент был еще жив, но его дыхание из-за нарастающего паралича было столь слабым, что окружающие просто не замечали, что царь еще дышит.

    Источник

    Автор: beron