Западные источники настойчиво ищут российский след в венесуэльском политическом кризисе: по сообщениям зарубежных агентств, в Венесуэлу прибыли частные военные контрактники из России, перед ними якобы поставлена задача охранять президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Москва эти слухи опровергает.
Как заявил с улыбкой пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, «у страха глаза велики». Правда, представитель Кремля не уточнил, о чьем страхе идет речь — то ли Мадуро, на президентский статус которого замахнулся лидер оппозиции Хуан Гуайдо, то ли Вашингтона, активно поддерживающего попытки Гуайдо сместить неугодного США Мадуро.
Ситуация тем временем развивается стремительно. Военный атташе Венесуэлы в США Хосе Луис Сильва признал Гуайдо законным президентом и объявил о разрыве отношений с правительством Мадуров. Неясно, правда, в каком статусе теперь пребывает сам Сильва, поскольку минобороны Венесуэлы поспешило объявить его предателем и сместить с поста атташе.
Мадуро же демонстрирует полную уверенность в себе и явно не считает Гуайдо серьезным соперником, несмотря на поддержку США. Президент Венесуэлы успел провозгласить победу над США на площадке ООН, имея в виду уход госсекретаря Майка Помпео с заседания Совета Безопасности международной организации.
Помпео в ходе этого заседания призвал Совбез лишить режим Мадуро финансовой подпитки, по примеру Банка Англии, который отказался выдать его правительству золото на 1,2 млрд долларов. Совбез в итоге проголосовал за внесение вопроса по Венесуэле в повестку заседания, хотя против этого активно выступила российская делегация.
Постпред России в Совбезе ООН Василий Небензя обвинил США в попытке государственного переворота в Венесуэле — потому, считает дипломат, на международной площадке следует рассматривать вопрос угрозыВенесуэле, а не наоборот.
И хотя Совбез в итоге склонился к формулировке США, Мадуро не преминул поздравить своего министра иностранных дел Хорхе Ареазу с победой: «Мы победили в ООН, великая победа с поддержкой большинства стран Совбеза ООН. Майк Помпео ушел с заседания».
Вслед за этим Мадуро объявил о намерении создать новый механизм общения с США — если это можно назвать общением — в условиях разрыва дипломатических отношений. Напомним, Мадуро дал американским дипломатам 72 часа, чтобы покинуть страну, и в означенный срок, 27 января, они действительно покинули посольство в Каракасе. Венесуэльские дипломаты также начали возвращаться из США домой.
На этом фоне Мадуро предложил открыть миссию интересов Венесуэлы в США не позднее чем через 30 дней после взаимной высылки дипломатов. «Переговоры с поверенным в делах посольства США в Каракасе Джимми Стори об организации какого-либо способа представления интересов Венесуэлы в Вашингтоне и Соединенных Штатов в Венесуэле уже начались», — объявил венесуэльский лидер.
По всей видимости, за основу будет взят пример Кубы, а миссия будет представлять собой офис с минимальным набором сотрудников.
США же уже ввели новую должность в Госдепартаменте — представителя по Венесуэле. Это кресло занял Эллиот Абрамс. В его задачи официально входит «восстановление демократии в Венесуэле».
Впрочем, за пределами США это рассматривают иначе. Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала это попыткой США ввести прямое управление политической ситуацией в Венесуэле, «которую американский истеблишмент рассматривает как своего будущего регионального вассала».
Как полагает заместитель директора Института стратегических исследований РУДН Никита Данюк, Мадуро по сценарию Вашингтона ждет в лучшем случае смещение с поста президента — в худшем варианте он может быть взят под стражу представителями силового блока.
«По факту президент США, прикрываясь лозунгами о свободе и демократии, требует абсолютно нелегитимных и неконституционных шагов. Американцы всегда используют разного рода ухищрения, чтобы просто преследовать свои интересы. С одной стороны Венесуэла действительно находится на грани масштабного социально-экономического кризиса, но с другой — смена руководителя таким способом не приведет к автоматическому улучшению ситуации», — цитирует Данюка ФБА «Экономика сегодня».