Правительство РФ одобрило подготовленную Минэнерго программу модернизации старых теплоэлектростанций, сообщает «ТАСС». В рамках программы, запланированной на срок до 2035 года, предполагается обновить оборудование, производящее 40-41 ГВт. Для обеспечения требующихся финансовых вложений Минэнерго подготовило документ, утверждающий механизм привлечения инвестиций в энергетику.
По словам главы Минэнерго Александра Новака, первый отбор проектов на 11 ГВт с вводами в 2022-2024 годах пройдет в апреле этого года. Основным критерием для отбора проектов станет цена электроэнергии. Кроме того, важным критерием является использование в проектах отечественного оборудования. В рамках программы модернизации планируется привлечь 1,9 триллиона рублей частных инвестиций.
Строительная площадка / pixabay.com
Отдельную программу правительство разрабатывает для модернизации ТЭС на Дальнем Востоке. Так как в этом регионе не сформирован оптовый рынок электроэнергии, правительство рассматривает механизмы, которые позволят переложить затраты на участников оптового рынка Европейской части России, Урала и Сибири.
В день принятия программы правительством лобби крупной промышленности «Сообщество потребителей энергии» выпустило сообщение, в котором оценило стоимость программы (то есть суммарные платежи энергорынка, так или иначе связанные с модернизацией) в 8,2 триллиона рублей, сообщает «Коммерсант».
Своим мнением о программе модернизации ТЭС с «Полит.ру» поделился руководитель Группы по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX Евгений Олегович Родин.
Евгений Родин
Обсуждать конкретные особенности программы пока преждевременно. Мы знаем, что эта программа, так называемый «ДПМ-штрих», была одобрена. Но финального постановления правительства, которое ее регламентирует, мы еще не видели. Мы знаем только о проектах, которые разрабатывались для программы, но что именно в нее вошло, пока неизвестно. Если смотреть на эти проекты, можно сказать, что новая программа ДПМ более лояльна по отношению к потребителям, чем предыдущая. В связи с тем, что возврат инвестиционной части предполагается уже после того, как реконструированные объекты будут введены в эксплуатацию.
Кроме того, до тех пор пока не проведен конкурсный отбор, не очень понятна итоговая стоимость проекта. Итоговая стоимость модернизации, естественно, определится уже по результатам конкурса. В тех проектах постановления, которые мы видели, существуют довольно суровые критерии отбора, далеко не факт, что им будут соответствовать все желающие заявиться.
Еще один важный момент, который можно отметить в тех проектах, которые мы видели, связан с высоким запланированным уровнем локализации оборудования. Обсуждались цифры вплоть до 90 процентов. То, какое ограничение в итоге будет установлено, влияет на возврат инвестиций. Соответственно, полную информацию по стоимости программы мы получим уже после завершения модернизации.
Что касается вопроса о том, на чьи плечи ляжет нагрузка по оплате этой модернизации, сразу стоит отметить, что дополнительное повышение тарифа для оплаты программы модернизации не предусматривается. Предусматривается использование тех сумм, которые высвободились в результате выполнения предыдущей программы ДПМ. Нужно понимать, что для нас, для бытовых потребителей, цена на электроэнергию по-прежнему регулируется, она не формируется на оптовом рынке, как для крупных потребителей, к которым относятся в том числе и крупные промышленные предприятия. Цены для бытовых потребителей всегда будут контролироваться государством, и каких-то резких скачков оно, как правило, не допускает.
Высоковольтные ЛЭП в лесу / pixabay.com
Что касается прочих потребителей, то, на чьи плечи ляжет большая часть нагрузки, сильно зависит от того, какие из предложений в итоге войдут в программу. Это и вопросы, касающиеся распределения перекрестного субсидирования, и дискуссии о том, будет ли оплата резервирования мощности, и многие другие проблемы. Доподлинно знать долгосрочные планы правительства в этой области мы сможем только после того, как этот пакет нормативно-правовых актов будет окончательно принят. Думаю, если в апреле планируется проводить конкурс, мы увидим их в ближайшее время.
Своим мнением о программе модернизации ТЭС с «Полит.ру» поделился директор Фонда энергетического развития Сергей Сергеевич Пикин.
Сергей Пикин
Программа обсуждалась уже давно, и все это время главными противниками ее проведения были крупные потребители, которые считают, что такой объем генерации модернизировать не требуется, что необходим другой механизм модернизации, что программа стоит слишком дорого и расходы в итоге лягут в стоимость электроэнергии. Это основные их посылы, но правительство имеет другое мнение. Оно исходит из того, что необходимо поддерживать определенный уровень технического состояния генерирующих объектов. Поэтому уже сейчас требуется думать, что будет происходить в ближайшие десять лет. И даже больше, так как программа работает до 2035 года. 41 Гвт, о которых идет речь – это общий объем программы модернизации. Пока речь идет о первом залпе, о первом отборе. Думаю, по результатам этих отборов могут быть сделаны дополнительные выводы и внесены какие-то корректировки.
Основную оппозицию программе модернизации составляют крупные потребители, промышленники. Собственно, они лоббировали решение затормозить принятие этого документа. И поэтому, собственно, этот процесс так долго шел. Обсуждали, что проект должен выйти прошлой весной, потом – прошлым летом, потом – прошлой осенью, и вот только сейчас он был одобрен. Некоторое время понадобится на техническую подготовку публикации, но проект, по крайней мере, одобрен.
Лампочка на схеме / pixabay.com
Важным моментом программы являются планы, что программа модернизации должна проходить на отечественном оборудовании. Это одно из существенных отличий от предыдущей программы ДПМ. В предыдущей программе очень активно использовалось иностранное оборудование, и европейское, и американское. Но пришли санкции, произошла девальвация рубля, и все это стало и сложнее, и дороже.
В плане локализации производства оборудования разумно говорить о двух направлениях. Первое касается газовых турбин высокой мощности, которых мы не производим, второе – котлов, насосов и другого оборудования, которое в нашей стране производится. Создание газовой турбины высокой мощности является одной из целей программы модернизации, но сначала она точно будет использоваться только на внутреннем рынке, выход на внешние рынки возможен только в будущем. Кроме того, раньше, как правило, использовались системы управления иностранного производства, но и тут мы пытаемся переходить на собственное. Так что программа модернизации будет большей частью проходить на отечественном оборудовании. Надеюсь даже, что мы все-таки доведем до ума газовую турбину.