Птенцы зебровых амадин (Taeniopygia guttata) мужского пола выучивают песню, которую поет их отец, добавляя в нее небольшие вариации. Они начинают с неумелых подражаний, а затем осваивают ритмическую структуру отцовского пения. Новое исследование показало, что обучение идет успешнее, когда самка распушает свое оперение и покачивается, показывая этим одобрение действий птенца. Это первый известный случай, когда птицы используют социальные подсказки во время обучения. Но авторы исследования полагают, что подобное может наблюдаться и у других птиц.
Ученые и раньше подозревали, что самки зебровых амадин играют роль в обучении юного поколения самцов пению, так как птенцы, выросшие в гнездах с глухими самками, в итоге исполняли сильно искаженные песни. В нынешнем эксперименте Саманта Карузо-Пек (Samantha Carouso-Peck) и Майкл Гольдштейн (Michael Goldstein) взяли девять пар птенцов зябликов мужского пола в возрасте 35 дней, когда они как раз приступают к освоению пения. В течение следующих 25 дней птенцы каждой пары братьев поодиночке находились в течение часа в день в отдельной клетке, снабженной видеомонитором. Одному самцу из пары, когда он начинал петь, на мониторе демонстрировали самку, поднявшую перья и раскачивающуюся верней частью тела из стороны в сторону – обычные знаки того, что самке зебровой амадины нравится пение самца. Второму самцу эту видеозапись показывали вне зависимости от того, пел он или нет.
Зебровые амадины (слева направо): самка, самец, и их сын. Фото: Michael Goldstein
Когда птицы достигли половой зрелости в возрасте 90 дней, ученые сравнили песни молодых самцов с песнями их отцов. Оказалось, что птицы, которые получали обратную связь от самки в ответ на свое пение, были намного более точными в воспроизведении отцовского образца, чем их сверстники.
«Мы показали, что молодой самец не изучает свою песню, имитируя ее в голове, — говорит Майкл Гольдштейн. – Он учится у своей мамы, которая любит песню его отца и уже взволнована ею».