Мещанский суд Москвы постановил провести новую комплексную экспертизу по делу режиссера Кирилла Серебренникова. Во время заседания 5 февраля адвокаты неоднократно указывали на несоответствия в тексте существующей. Во время проведения проверки заседания проводиться не будут, что может надолго приостановить процесс.
Вчерашнее судебное заседание началось с допроса свидетеля со стороны обвинения Татьяны Жириковой, работавшей главным бухгалтером проекта «Седьмая студия» в конце его существования. Но во второй половине слушание приняло неожиданный поворот.
Прокурор Надежда Игнатова зачитывала, подготовленную экспертом Татьяной Рафиковой финансово-экономическую экспертизу деятельности «Седьмой студии». Это один из основных документов обвинения, на основании него следствие установило сумму нанесённого ущерба. В экспертизе подсчитывается количество бюджетных средств, полученных «Седьмой студией»: сколько было снято по карте, сколько перечислено на счета обнальных фирм и на какие суммы есть подтверждающие расходы документы. В тексте делается вывод, что операции по расходованию АНО «Седьмая студия» на сумму 138 869 933 рублей 02 копеек, проведенные в период с 2011-го по 2014-й год, являются неоправданными.
Алексей Малобродский в Басманном суде / АГН «Москва» / фото: Ведяшкин Сергей
Адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская обратила внимание суда на то, что исследование основано на данных «1С Бухгалтерии» из компьютера Татьяны Жириковой, хотя само следствие ранее признало их недопустимым доказательством. Адвокаты несколько раз указывали на несоответствия в тексте экспертизы
В итоге, после пятиминутного перерыва, судья Ирина Аккуратова запросила проверить деятельность «Седьмой студии» в указанный период еще раз. К следующему заседанию, назначенному на 12 февраля, стороны представят список вопросов к экспертам, предложения по свидетелям, которых необходимо опросить, а также наименование экспертного органа, куда следует обратиться.
Ирина Поверинова, адвокат одной из фигуранток дела Софьи Апфельбаум, пояснила «Настоящему Времени», что существуют профессиональные аудиторы, которые считают расходы на театральные и другие постановки. Скорее всего, к ним будет обращаться защита фигурантов дела «Седьмой студии» для альтернативной экспертизы.
Софья Апфельбаум с адвокатом / АГН «Москва» / фото: Зыков Кирилл
«Следствие по делу посчитало «украденным» вообще все, что было обналичено из выделенных на проект средств. Но при этом свидетели показали, что было невозможно, чтобы этот проект состоялся только при оплате за безналичный расчет, – комментирует адвокат. – Уборщица, которая мыла пол после каждого спектакля, провода, стулья, лампочки, инструменты – было огромное количество приобретенных для проекта вещей, которые никто не считал. Плюс заработная плата людей, которые работали в этом проекте. Ничего из этого вообще не было посчитано. Эксперт просто огульно заявил, что «все украли». Я даже не знаю, кто был заинтересован в этом беспределе».
Защита и обвиняемые считают произошедшее вчера положительным поворотом в ходе дела, который может, как минимум замедлить вынесение судом решения. «По факту судья признал, что всё, что сделало следствие, не может являться доказательствами по делу», – считает Ксения Карпинская. Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов назвал произошедшее «праздником».
Бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева / АГН «Москва» / фото: Никеричев Андрей
Напомним, по информации Следственного комитета, с 2011 по 2014 год обвиняемые: директор РАМТа Софья Апфельбаум, бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева, продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский — похитили более 133 миллионов рублей, выделенных из бюджета на развитие культурного проекта по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», разработанного Кириллом Серебренниковым. Уголовное дело было заведено в мае прошлого года.
В начале прошлого года в отдельное производство выделено дело о мошенничестве бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой. Она единственная из фигурантов, кто в ходе расследования признал вину, заключил досудебное соглашение и дал показания на бывших коллег. Сейчас Масляева знакомится с материалами своего дела. Продюссер и генпродюссер «Седьмой студии» Екатерина Воронова, материалы в отношении которой также выделены в отдельное производство, объявлена в международный розыск, обвинение ей предъявили заочно.