История волков в Центральной Европе весьма драматична. В XX веке они почти полностью исчезли, но к нашему времени популяция частично восстановилась, и сейчас их насчитывается несколько тысяч особей. В Германии поголовье волков увеличивается на 36% в год. Как показывает недавнее исследование, значительную роль в этом играют военные базы, предоставляющие волкам безопасную среду обитания.
Волки на территории Германии были полностью уничтожены еще в XIX веке. В бедственном положении они были и в соседних странах. Но в 1980-х – 90-х годах ряд стран ужесточили законодательство, охраняющее диких животных. Те заселили заброшенные сельскохозяйственные земли в Восточной и Южной Европе, обеспечив кормовую базу для волков.
В конце 1990-х годов волки начали проникать в Германию с территории Польши, а первое рождение волчат было отмечено в 2001 году в федеральной земле Саксония – Бранденбург. Сейчас волки встречаются в шести из шестнадцати земель Германии, и их численность растет. Последние данные свидетельствуют, что в стране есть 73 стаи и 30 отдельных пар волков.
Биолог Илка Райнхардт (Ilka Reinhardt) из института мониторинга и изучения волков «Lupus» в Шпревице наблюдала за состоянием популяции с момента возвращение волков в Германию. Она говорит, что двадцать лет назад никто не мог ожидать столь успешного восстановления, так как среда обитания волков в Германии очень фрагментирована, поскольку в стране проложено много дорог. Особенно поражена Илка Райнхардт количеством волков на территориях военных баз.
Райнхардт и ее коллеги отмечают, что первые пары волков, появляющиеся в новой федеральной земле, всегда селятся на территории военного полигона. И лишь в дальнейшем волки появляются в заповедниках и прочих природоохранных территориях. Особенно же примечательным стал момент, когда ученые сравнили уровень смертности волков, живущих на землях бундесвера и в заповедниках. В последнем случае он оказался заметно выше. Ученые объясняют это различием в уровне браконьерства. Для животных военные территории открыты, и волки, и олени могут заходить туда и покидать их. В то же время доступ людей на эти земли запрещен, и они охраняются куда строже, чем заповедники и заказники.
Исследование опубликовано в журнале Conservation Letters.