Посол России в Белоруссии Михаил Бабич грамотно на цифрах развеял многие мифы и штампы официального Минска
Конфликты и анекдотичные ситуации в белорусско-российских отношениях – результат предоставления Александру Лукашенко недостоверной информации. Об этом в опубликованном сегодня, 14 марта интервью Р: Новости заявил посол России и спецпредставитель президента по развитию торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией Михаил Бабич.
Недавно Лукашенко выказал публичное возмущение тем, что Россия кредитует власти Белоруссии под высокий процент – гораздо больший, чем Вьетнам или Армению, а также размещает свои средства в ценные бумаги США. Он сообщил, что КНР и Запад предлагают Белоруссии более выгодные кредиты, чем правительство РФ, которое выделило Белоруссии кредит на строительство БелАЭС в Гродненской области под 4,7%.
По мнению Бабича, Лукашенко попал впросак из-за банального обмана некомпетентных лиц, с которыми следует разобраться:
— Вы знаете, я убежден, что президента просто подвели, услужливо подложив такого рода аргументы. Размещение резервных средств государства в особо надежных активах – общепринятая мировая практика. Но только не под 0,75%, а средневзвешенная ставка по вкладам в ценные бумаги составила от около 2,4%.
Если для чего-то из более чем 7,5 миллиардов долларов льготных государственных кредитов выхватили обычный коммерческий кредит Сбербанка «Беларуськалию» под 9% годовых, то необходимо было бы объяснить людям, что этот кредит – коммерческий и был получен в 2015 году, когда Белоруссия имела минимальный международный кредитный рейтинг и по существующим банковским стандартам нигде в мире ниже ставки получить не могла. Именно поэтому кредит был погашен не сразу, как говорилось, а лишь в декабре 2018 года, когда изменились, в том числе при помощи России, экономические возможности Белоруссии.
Если говорить о китайских кредитах под 2%, то важно понимать, что это так называемые «связанные кредиты», когда не менее половины оборудования и услуг предоставляются китайскими предприятиями, а генеральным подрядчиком, как правило, выступают китайские компании. И если прибыль, которую они заложили в стоимость своих услуг и оборудования, переложить на банковские проценты, то их величина может иметь двузначные значения.
Ну, а про вьетнамскую АЭС – это вообще какой-то анекдотичный пример. Дело в том, что такого проекта просто не существует. Он был на бумаге, но по просьбе вьетнамской стороны был закрыт еще в 2016 году, так и не начавшись. Конечно, президент мог об этом не знать, но чиновники, которые пользуются его добрым отношением к ним и подсказывали из зала, не знать об этом не могли. Что за этим стоит, не знаю, но уверен, что президент разберется».