Наконец-то! Давно уже хотелось употребить это очень модное ныне выражение, которое, кстати и не кстати, используют в последнее время в прессе и по телевидению. А что – звучит красиво, хотя и непонятно, но зато позволяет продемонстрировать высокий интеллектуальный уровень автора.
Так вот – этот самый «когнитивный диссонанс» возникает у меня всякий раз, когда я думаю о том, что происходит в моей любимой Москве. Мои предки, — насколько мы сумели проследить наш род, – перебрались в «белокаменную», как минимум, лет 150 назад, посему, видимо, имею полное право считать себя коренным москвичом.
Так вот, с одной стороны, внешне столица в последние годы действительно изменилась в лучшую сторону. Программа московского правительства «Моя улица» реально вернула уют и некий изначальный флер многим улицам исторического центра. Особенно тем, которые сумели сохраниться почти без радикальных изменений за последние пару веков.
Но стоит выйти или выехать из уютных, относительно тихих переулков на центральные магистрали, как это благостное настроение тут же исчезает. Парадный «ворота» Москвы — Тверская в «часы пик», да и не только, превратилась в одну огромную чадящую пробку, а Садовое кольцо недвижимо почти всегда. Оно как огромный удав, который заглотил свой собственный хвост, да так и «окаменел», подавившись сам собой. О большинстве ведущих в сторону центра от МКАД проспектах без содрогания и вспомнишь – они как гигантские железные копья, воткнутые в столичное тело.
У Бульварного кольца другая проблема – его, как штаны стиляги, заузили до полутора рядов, сместив парковку чуть ли не в середину улиц ради велосипедной дорожки. Слава Богу, сейчас стало темнеть позже, потому как зимой езда по бульварам превращается почти в смертельный слалом вдоль брошенных по центру дороги автомашин. Скажите, кто-нибудь когда-нибудь видел осенью, зимой или ранней весной хоть одного велосипедиста?
Не думаю, что во всей многомиллионной Москве найдется хоть один человек с подобными суицидальными наклонностями. Да и вообще, Москва никогда не станет Амстердамом или Пекином, жители которых так любят передвигаться на двухколесном транспорте. Кто-то хотел поставить галочку в отчете, что «у нас все как у них», и выделил под велосипедистов на и без того загруженной улице целую полосу. И что, где они, наши велогерои?
Ладно, я еще могу допустить, что такие дорожки имеют право на существование летом. Но в остальное время года они явно никому не нужны. И с точки зрения нормального, логически думающего человека, на эти периоды парковки вполне можно было бы возвращать к тротуарам, где им и место. Но ключевые слова здесь «логически» и «думающего».
Поводом для того, чтобы обратиться к этой вечной проблеме не менее вечных московских пробок стало новое исследование, проведенное компанией INRIX. Она только что опубликовала ежегодный рейтинг самых «забитых» городов мира. Лидером такого антирейтинга за 2018 год второй раз подряд становится Москва. И гордится этим первым местом почему-то совсем не хочется. Да и среди соседей по списку, кроме Лондона, ни одного «приличного» города нет. В «десятку» мировых центров с вечными заторами вошли Стамбул (Турция), Богота (Колумбия), Мехико (Мексика), Сан-Паулу (Бразилия), Рио-де-Жанейро (Бразилия), ну и Санкт-Петербург. Простите, амигос, ничего личного!
Вот такой неприятный для российской столицы «табель о рангах». Не менее шокирующим стало и другое недавнее исследование, согласно которому Москва заняла одно из последних мест в рейтинге лучших для жизни городов мира. Она заняла 191 место из 226 возможных. «Белокаменную» обошли, причем значительно, даже столицы наших некогда братских государств – Тбилиси, Ереван и Минск.
В этом исследовании ранжирование городов производится с помощью некоей формулы, учитывавшей индекс покупательной способности жителей, индекс загрязнения, соотношение цены на жилье и дохода горожан, индекс прожиточного минимума, индекс безопасности, индекс здравоохранения, индекс дорожного трафика и климатический индекс.
В переводе на бытовой русский язык это означает, что мы живем в городе, доходы жителей которых не соответствуют ценам на товары и услуги, мы дышим отравленным воздухом, платим за жилье больше, чем оно стоит, мало зарабатываем, нас плохо лечат, неважно охраняют и так далее, и тому подобное. Вот такая весьма красноречивая и в целом достаточно объективная складывается картина.
И возникает неизбежно законный вопрос: неужели Москва все больше превращается в город, в котором не хочется жить? Вернее сказать, жить-то хочется, только он мало для этого пригоден.
Любая власть по своей природе эгоцентрична. Для нее люди, к сожалению, — это то неизбежное зло, с которым приходится мириться, поскольку они являются источником тех финансовых средства, благодаря которым она существует. Поэтому власть цивилизованная, по крайней мере, делает вид, что ее политика ориентирована на то, чтобы делать жизнь этих самых людей лучше.
И чтобы держать уровень недовольства в рамках допустимого, даже иногда что-то делает. Заметьте, что я намеренно не используя слово «демократия», потому как не настолько наивен, чтобы верить в эту недетскую сказку. Власть, не созревшая для цивилизованного поведения, гнет свою линию вопреки очевидному, потому как ее интересует только одно – собственное процветание.
К сожалению, создается такое впечатление, что лозунг сегодняшних московских властей не «Москва для москвичей», а «Москвичи для Москвы». Что называется, почувствуете разницу! Если говорить конкретно о тех же «пробках», да и вообще о политике в области транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города, то она явно направлена на одно: максимальное выкачивание из москвичей финансовых средств. При этом на протесты жителей города им, рассевшимся в удобных чиновничьих креслах, глубоко наплевать.
Сколько говорили и писали о том, что повышение почти в два раза стоимости парковок не соответствует уровню доходов населения города. Нет, все равно ввели. И что, пробки уменьшились? Сколько говорили и писали о том, что бессмысленное расширение тротуаров за счет сокращения проезжей части ничего не даст? И что в результате? Пробки только увеличились. Даже то хорошее, что делается, тут же превращают в источник дополнительного ограбления москвичей.
Строят новые, удобные так называемые «вылетные магистрали», так будто специально занижают там разрешенную скорость и обвешивают через каждые сто метров камерами, чтобы компьютер исправно печатал штрафы. Казалось бы, сделали прекрасное шоссе, на котором нет ни одного пешеходного перехода, да и вообще пешеходов поблизости, так дайте водителям возможность покинуть побыстрее город. Нет, зачем, пусть плетутся по пустой дороге 40 км в час, отравляя воздух парами бензина.
Причем, чем дальше, тем хуже. В центре города уже почти повсеместно невозможно даже остановиться, чтобы высадить пассажиров, без риска получить потом квитанцию за то, что не уложился в отведенные на это несколько секунд.
Сокращают время на оплату парковки, что, кстати говоря, было критически важным для тех же молодых матерей, которые за четверть часа успевали «сдать» ребёнка в детский сад. А теперь еще предлагают отменить допустимое превышение скорости.
Такое впечатление, что ГИБДД вообще перестала хоть что-то делать для того, чтобы ускорить движение по городским магистралями и освободить их от пробок. Понятие «зеленой волны» ушло в далекое прошлое, светофоры отрегулированы, вопреки всякой логике, так, что на некоторых перекрестках приходится ждать зеленого света чуть ли не по пять минут.
Сотрудников с жезлом не увидишь на проблемных перекрестках, когда они действительно нужны. Между тем, могу напомнить, что изначально представителей этой профессии называли «регулировщиками», потому что они руководили движением там, где это было необходимо. Так, может, им об этом вспомнить и тряхнуть стариной, чтобы отучить некоторых наших водителей блокировать перекрестки?
В свое время, приехав на работу в Нью-Йорк, я очень быстро уяснил, что там есть одно святое правило – нельзя въезжать на перекресток, если ты не уверен, что сможешь его пересечь, пока горит зеленый свет светофора. Чем скорее у нас это поймут, тем быстрее рассосутся многие пробки. И ведь что парадоксально – в ГИБДД прекрасно это знают, но предпочитают не выходить из своих красивых автомобилей с надписью ДПС, наблюдая за «броуновским движением» из-за угла. Я лично много раз видел именно такую картину «скрытого наблюдения». Или что, опять будем ждать, пока на всех перекрестках поставят камеры, чтобы те делали за «блюстителей порядка» их работу?
Так что неизбежно напрашивается сам по себе один простой вывод. Либо у московского правительства, а точнее заместителя мэра Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы господина Ликсутова, который вроде как отвечает за эти проблемы, вообще нет никакой политики по борьбе с московскими пробками, либо она глубоко ошибочна, потому как вот уже лет пять как минимум нам обещают Москву без пробок, но их только становится все больше и больше.
А городскому бюджету, между тем, это обходится в весьма кругленькую сумму. Судя по данным печати, ежегодно на дорожно-транспортные работы выделяется свыше 200 миллиардов рублей, то есть за несколько последних лет уже было потрачено как минимум более триллиона рублей. И где результат? Может, кто-то и стал от этого жить лучше, но только не москвичи, причем как те, кто стоит в заторах, так и те, кто вынужден дышать угарным газом от застрявших в них автомобилей.
И напоследок еще раз о цивилизованной власти. В странах, где власть, по крайней мере, делает вид, что уважает народ, руководитель, когда он не справляется с поставленной задачей, либо сам подает в отставку, либо его снимают. Но мы, судя по всему, пока еще не дошли до такого уровня цивилизованности. Кому же хочется отрываться от кормушки, к которой присосался.
А в итоге, повторюсь, Москва все больше превращается в город, в котором невозможно жить. Москва, столица нашей Родины. Мать городов русских. Самый лучший город в мире – по идее. Вот такой когнитивный диссонанс получается, чтобы это выражение не означало.