Союзное государство России и Белоруссии: версии сторон
Если Россия свою дипломатию проводит без пиар-сопровождения, то у белорусской власти пиар и дипломатия идут рука об руку. Может создаться впечатление, что это даёт белорусской стороне некий выигрыш: Лукашенко сверхактивен, ему удаётся высказываться первому, он по каждому эпизоду владеет инициативой, постоянно создаёт информационные поводы и продавливает свою политику. При этом имеет в России своих лоббистов.
Ни о чём подобном в отношении России сказать нельзя. Россия молчит, своего лобби в Белоруссии у неё не видно, её комментарии очень редки, а если и случаются, то крайне обтекаемы и общи, как последнее интервью заместителя главы МИД РФ Карасина, информационных поводов Россия не создаёт и в целом ее политика реактивна. Есть действие Лукашенко – реагирует, нет – молчит.
Создаётся впечатление, что Россия пассивна и ничего не предпринимает, тогда как Лукашенко полностью владеет дискурсом по теме Союзного государства и добивается успеха, одновременно уходя к Западу и сохраняя экономические преференции, во всяком случае, сохраняя свободу рук и политическую самостоятельность.
Такое впечатление складывается потому, что Россия налегает на технологию интеграции, о которой ничего не известно общественности, а Лукашенко налегает на создание информационного фона вокруг своей позиции. Россия исходит из принципа «Дураку половину работы не показывают», а Лукашенко из принципа «Миром правит тот, кто первым сказал ему своё слово».
То есть Путин делает дело, а Лукашенко говорит слова. В итоге о путинских делах все знают со слов Лукашенко. Что мы знаем с его слов? Что Россия: 1) поглощает Белоруссию; 2) видит её своей провинцией в виде федерального округа; 3) стремится лишить Белоруссию суверенитета; 4) хочет «прихватизировать» белорусские предприятия, чудом сохранившиеся благодаря заботе Лукашенко.
Россия же всё сводит к работе комиссии по углублению интеграции, и до их выводов не спешит говорить о чём-то вслух. Это можно объяснить рациональными соображениями. Но у такого молчания есть обратная сторона: это выглядит как отдача инициативы и введение в заблуждение общественности о том, что происходит. Кулуарность на примере истории с Бабичем только усиливает дезориентацию общественности как в России, так и в Белоруссии. Хотя Россия исходит из требования сохранения конфиденциальности и помогает сохранить лицо Лукашенко. Хотя спрашивается – зачем? Разве Лукашенко думает о сохранении лица России? –Нет, совсем наоборот.
Нигде в российских официальных источниках нет информации о том, что происходит между Путиным и Лукашенко в последнее время. Все видят картинку так, как её рисует Лукашенко. Россия поглощает, и всё тому подобное. Российской официальной публичной версии нет, за исключением реакции Михаила Бабича. Были ли соглашения Путина и Лукашенко об интеграции в Пекине, стал ли отзыв Бабича разменом, что поменяли на что и какие гарантии даны – ни о чём этом в СМИ нет ни слова.
Но известная российская частная газета сообщает следующее:
1. На встрече в Пекине Александр Лукашенко пообещал Владимиру Путину начать интеграцию двух стран по союзному договору 1999 года. Условием белорусского президента был отзыв российского посла Михаила Бабича. Путин обещание выполнил – Бабич отозван. Очередь выполнять обещанное за Лукашенко.
2. Путин дал Лукашенко год на выполнение обещания, пообещав в этот период не вмешиваться во внутреннюю белорусскую повестку.
3. Российский план интеграции конкретен: он предусматривает 4 ключевых пункта: а) создание единой пенсионной системы; б) введение единой валюты; в) унификацию законодательства в экономической сфере; г) объединение энергетической, транспортной и телекоммуникационной систем.
Всё конкретно и вроде ничего страшного для Белоруссии не содержит. Одни выгоды. Где тут аншлюс и поглощение?
Лукашенко должен прекратить демагогическую истерику о поглощении, аншлюсе и прочие спекуляции, и прямо сказать: единая пенсионная система — это выгодно белорусам? Если не выгодно, то чётко и конкретно – в чём это выражается?
Если кто-то захочет покричать о российской пенсионной реформе, напомню: Лукашенко 11 апреля 2016 года подписал Указ №137 о поэтапном ежегодном повышении на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста. К 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины – в 58 лет. Российские условия почти идентичны — у белорусов на 2 года помягче. Нет оснований считать, что в Союзе будет что-то худшее, чем то, что уже принято в обоих государствах. Могут даже белорусскую систему принять и для Союза — плюсов масса, ущерба ноль.
Введение единой валюты – это выгодно для белорусов? Рубль единого союзного государства, обеспеченный совместными ресурсами России и Белоруссии – это хорошо или плохо? Хотят они крепкого стабильного рубля или слабого, инфляционного? Если хотят сильного рубля, то нужен ли для этого единый эмиссионный центр? Или два центра, когда каждый себе печатает, как хочет, а потом граждане получают неуправляемую инфляцию? Есть об этом мнение белорусов?
Как белорусы отнесутся к унификации законодательства в сфере экономики? Плохо или хорошо? Выгодно им это или нет? Лукашенко сам к этому постоянно призывает. В чём тут российская экспансия? А может как раз белорусские предприятия совершат экспансию в Россию? Нам ведь в случае союзного государства без разницы, чьи продукты покупать, лишь бы вкусно и дёшево. Так если условия будут равны, чем это плохо для Белоруссии?
Общие энергетика, дороги и связь. Единые тарифы и налоги. Нужны для управления всем этим общие органы власти? Это плохо для белорусов? Чем именно?
Без конкретного анализа всех условий интеграции крики о поглощении и лишении суверенитета – демагогия и обман. Никто не сможет объяснить белорусам, почему всё вышеперечисленное для них вредно и не выгодно.
Но ясно, чем это не выгодно самому Лукашенко. Это конец его самодержавия, которое он хочет превратить в наследственную монархию. И при этом шантажировать Запад и Россию тем, что переметнётся к их противникам. Вот чем предложения Москвы вредны для Лукашенко. И полезны для белорусов.
Таким образом, мы можем твёрдо констатировать, что интересы Лукашенко и белорусского общества в настоящий момент разошлись и ни в чём не совпадают. То, что хорошо для белорусов – хорошо и для россиян, но плохо для Лукашенко. И наоборот. И если белорусы это поймут, то не выберут Лукашенко ещё раз президентом.
И потому Россия молчит и не озвучивает все эти соображения на весь мир. Не вторгается в пропаганду Лукашенко на территории Белоруссии, чтобы не разрушать ему президентскую перспективу. Лишь немного Бабич приоткрыл истину – и у Лукашенко всё закачалось и начались регулярные истерики на публику. А что бы было, если бы то, что довольно мягко делал Бабич в Минске, делали Путин и Лавров на весь мир? И все эти резоны достигли бы ушей белорусов? Чтобы тогда стало с Лукашенко?
Россия потому имеет с ним дело и терпит его выходки, что в Белоруссии за десятилетия его правления сложился стерильный ландшафт политических элит. Там выведены все интеграционно мыслящие субъекты. Селекция угодников и изворотливых серостей привела к тому, что как в фильме «Убить дракона» там все чиновники измельчали.
Иметь дело в построении империи там сейчас не с кем. Затхлый воздух провинции вырастил выдающихся провинциалов, но ни одного союзного гиганта. Они встречают любого начальника хлебом и солью и охотно говорят то, что он хочет слышать – пока понимают, что он силён. Едва ослабеет – они его немедленно предадут.
В этих условиях иметь дело с Лукашенко – это рационально и объяснимо. Но вся сложность в том, чтобы привести его к общему знаменателю, после которого воссоединившийся народ, долгое время живший в искусственном разделении, перестанет быть заложником амбиций своих удельных князьков и сделает шаг к воссоединению.
Представьте себе – вы предлагаете девушке выйти за вас замуж, создать семью. Строите планы о совместной жизни, рассказываете ей о них. А она вам в ответ заявляет, что никакого замужества не примет, и что вы хотите лишить её права на суверенитет. Что она будет как и прежде ходить с подругами на дискотеки и в ночные клубы, а вы не имеете никаких оснований быть недовольным. И при этом вы должны оплачивать её одежду, её долги, её развлечения, её квартиру, половину расходов на еду – и считать, что вам ещё в жизни повезло. Это как? Кем вы её посчитаете после этого?
Никакого поглощения суверенитета Белоруссии в российском плане Союзного государства нет. Там совместная семья, со всеми общими доходами, расходами и повседневным решением общих проблем. И соответствующими правами и обязанностями.
Демагогию по этому поводу Лукашенко должен прекратить, пока Россия не рассказала на весь мир, в чём состоят её предложения, и почему Лукашенко так боится их реализации. У Лукашенко есть год, но песок сыплется, и время стремительно уходит. Тянуть больше нельзя, пора воссоединять народы. В этом состоит их воля, и попытка обмануть их надежды – самое величайшее преступление, которому не будет прощения у потомков.