Китайский неоколониализм не лучше, чем какой-либо другой
26 января 2018 года на ТЭЦ в столице Киргизии Бишкеке произошла авария, вследствие которой мощность станции упала в два раза. Из-за этого отопление в домах жителей города несколько дней оставалось на минимальном уровне. Только 30 января жители столицы смогли согреться.
По факту аварии были возбуждены аж четыре уголовных дела. Виновниками аварии были признаны работники государственных компаний энергосектора, виновные в нарушении порядка проведения тендера на ремонт ТЭЦ. В 2019 году суд приговорил бывшего заместителя гендиректора «Электрических станций» Бердибека Боркоева к 7,5 годам лишения свободы, ещё десять человек – к различным срокам.
6 июля газета The New York Times опубликовала статью о росте влияния Китая в Центральной Азии. Как утверждает газета, авария на ТЭЦ в Бишкеке стала результатом давления посольства Китая на киргизских чиновников, проводящих тендер на модернизацию станции.
В тендере на модернизацию ТЭЦ принимало участие российское предприятие «Интер РАО», имеющее большой опыт в таких работах. Также заявки подали два китайских предприятия — TBEA и China Machinery Engineering Corporation (CMEC).
Во время рассмотрения тендерных предложений в министерства энергетики и иностранных дел Киргизии поступили письма из китайского посольства, в которых недвусмысленно намекалось, что Киргизия получил обещанный недавно китайский кредит только в случае выбора в качестве подрядчика компании ТВЕА.
Что интересно, ТВЕА практически не имеет опыта в таких работах, а другая китайская компания – СМЕС, предложила более низкую цену. Но посольство настояло на выборе ТВЕА, и модернизация ТЭЦ на 386 млн долларов досталась ей.
По данным газеты, объём китайских кредитов Киргизии вырос с 9 млн долларов в 2008 году до 1,7 млрд сегодня. Стоимость инфраструктурных проектов, реализуемых Китаем в Киргизии, оценивается в 2,2 млрд долларов.
.