Почему российский ЗРК олицетворяет технологическое доминирование России
Мирный период в среде великих держав мало чем отличается от конфликта. Даже во времена, когда в небе не летают снаряды, борьба «щита» и «меча» не прекращается ни на минуту.
Еще недавно, США, выходя из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, заявляли, что планируют размещение оружия в космической среде, а уже сейчас, по словам госкорпорации «Ростех», в России началось серийное производство новейших ПВО, способных, в том числе поражать цели запускаемые с орбитальной платформы.
ЗРК С-500 «Прометей» — славный продолжатель традиций оборонительных систем России, однако если С-400 была технически разработана на основе ЗРС С-300, «Прометей» представляет собой во многом новый вид вооружений, а не просто версию с глубокой модернизацией.
Простой пример – это отличие С-400 от своего прототипа (С-300П). В свое время оно состояло в том, что новые зенитные ракеты получили «зрение», то есть были оснащены активными головками самонаведения и повышенной дальностью стрельбы.
С-500, напротив, не только отличается от предшественника наличием дополнительных «органов чувств», но и обладает независимой системой искусственного интеллекта, позволяющей ракете анализировать данные «бортовой» РЛС, внешних источников, воздушную обстановку и прочие аспекты окружающей среды, принимая в итоге самостоятельные решения.
По большому счету, ракета ЗРК пятого поколения это робот, границы работы которого упираются лишь в заложенную мощность двигателя, а не в возможности наземных систем.
Летом 2019 года разработчиками было заявлено, что контрольные испытания элементов ЗРС также были успешно завершены. А если учесть «космические» возможности С-500, раскрытые президентом при обращении к Федеральному собранию, то подтверждена была и противоспутниковая эффективность новейшего комплекса.
Именно этого больше всего опасались в США, ведь подобные характеристики вывели «Прометея» далеко за рамки концепции обороны А2/AD, подразумевающую защиту локального района, превратив С-500 в совершенно новую систему, отвечающую на весь спектр воздушно-космических угроз.
Кроме того, «Прометей» способен заменить собой и многие иные виды вооружения, во всяком случае, в зоне своей ответственности. В частности, благодаря оперативному радиусу действия до 600 километров и радиусу обнаружения целей до 800 км, «Прометей» можно рассматривать как мобильную замену истребителей-перехватчиков, тем более что сроки реагирования воздушной обороны при таком формате лишь сокращаются за счет более высокой скорости полета ракет.
Помимо этого, предшественник «Прометея» С-400 «Триумф» — будучи лучшей действующей серийной системой ПВО в мире, имел ряд недостатков, которых комплекс С-500 уже лишен. В частности, «Триумф» до сих пор находится вне конкуренции, когда дело касается уничтожения воздушных целей, в вопросе же ликвидации баллистических ракет (ПРО) до полноценной противоракетной системы не дотягивал. Причем как по высоте и дальности перехвата, так и по скорости перехватываемых объектов.
С-500 – напротив, изначально конструировался так, чтобы быть не только системой ПВО, но и обладать характеристиками противоракетной обороны ближнего радиуса. Серийный «Прометей» может применяться для борьбы с баллистическими целями всех имеющихся типов.
Это потребовало от конструкторов долгих лет работы, поскольку ставило задачей не только увеличение энергопотенциала локационных средств, но и создание новых ракет, которые могли бы работать за пределами атмосферы, то есть там, где невозможно аэродинамическое управление.
Тоже самое касается и борьбы с гиперзвуком. По логике и публичным заявлениям С-500 станет первой в мире серийной платформой, способной отражать гиперзвуковые нападения.
Однако гиперзвук – довольно растяжимое понятие. Начинаясь со скорости в 5 Махов, он не имеет верхнего предела. А значит, пока большинство характеристик С-500 засекречено, можно ориентироваться лишь на общие цифры. К счастью, поскольку гиперзвуковыми комплексами пока обладает лишь Россия, вопрос его отражения не стоит ребром.
Но и без этого совершенно ясно, что С-500 кардинально отличается от конкурентных аналогов еще и тем, что заменяет собой сразу два оборонительных комплекса. Ближайшим конкурентом «Прометея» по части ПРО, уступающим ему по большинству характеристик, можно считать противоракетный комплекс заатмосферного перехвата США THAAD, а в части ПВО, уступающий даже С-400 комплекс Patriot.
Другими словами, основная идея новейшей российской разработки, внедряемой в войска, заключается в том, чтобы увеличить параметры предыдущего поколения комплексов (дальность, количество перехватываемых целей и скорость) и при этом добавить ему способность перехвата баллистических ракет.
В итоге, пока С-400 и С-300 могли работать лишь как региональные комплексы (в рамках локальных театров боевых действий), «Прометей» получил способность решать вопросы стратегической обороны. А учитывая большие планы США по созданию России угроз из космоса, тревоги НАТО не сложно понять – Вашингтон едва осознал реальность «гиперзвуковых мультфильмов» Путина, как вдруг новый удар под дых.
.