Члены Консервативной партии Великобритании ожидаемо избрали новым лидером и премьер-министром Бориса Джонсона, закрывая глаза на то, что это принесет потрясения их стране и их партии, сообщает ТГ-канал «Bunin & Co».
Мы наблюдаем очередной антиистеблишментный бунт, хотя сам Джонсон как раз плоть от плоти британского истеблишмента.
Но при этом ему совершенно чуждо традиционно присущее этой привилегированной группе чувство ответственности, осторожность и взвешенность решений. Борис Джонсон относится к тому типу людей, для которых главное в этом мире – собственная персона.
Джонсона вынесло волной ностальгии по прежним временам абсолютно суверенной Британии, которая охватила старшие поколения и вообще людей, не сумевших вписаться в глобализированный мир.
Не случайно Дональд Трамп видит в Борисе Джонсоне «родственную душу». Социальная и идейно-психологическая почва их поддержки очень похожа. Но если Трамп, возглавляя первую экономику мира и осуществляя агрессивно протекционистскую политику, сумел добиться зримых экономических успехов, то Джонсону это не суждено.
Масштаб экономики не тот, зависимость от международных финансовых и товарных рынков неизмеримо выше. Джонсон дождался своего звездного часа, но почти неизбежно его звезда быстро закатится. И скорее всего, критический удар по его политическому авторитету нанесет тот самый брексит, благодаря которому он и получил вожделенный пост премьер-министра.
Ключевым обещанием Джонсона в ходе кампании по выборам лидера был вывод Британии из ЕС не позже 31 октября – либо в результате быстрого достижения нового соглашения с Брюсселем, либо вообще без сделки. Но первый вариант практически невозможен.
Со вторым тоже всё совсем не просто. Неупорядоченный выход из ЕС натолкнется на сильнейшее сопротивление Палаты общин, в том числе части членов его собственной фракции. Джонсон может попытаться на время выхода приостановить работу парламента, но это приведет к подрыву легитимности нового премьера. В таком случае не исключен раскол партии тори. Новая же оттяжка даты выхода, на которую вроде бы готов согласиться Брюссель, по сути, ничего не решит и к тому же приведет к разочарованию рядовых консерваторов.
Если все же осенью произойдет жесткий брексит, то это вызовет введение таможенных пошлин на экспортно-импортные потоки с Европой, вздорожание товаров и перебои с поставками, разорение множества компаний. А заключение соглашений о свободной торговле с крупными экономическими партнерами, в т.ч. США, займет годы. Такая ситуация неизбежно приведет к дальнейшему падению и так уже низкой популярности Консервативной партии среди избирателей. Расклад в парламенте после все более вероятных досрочных выборов сейчас крайне трудно предсказать, но можно быть уверенным, что тори не получат там большинства.