Почему «Золоторудная компания «Омчак»» не может продать «Золото Курьи», но почти наверняка хочет
На днях стало известно, что Следственный комитет (СК) по Алтайскому краю возбудил уголовное дело против руководства многострадального золотодобывающего предприятия “Золото Курьи” за невыплату заработной платы сотрудникам. По информации СМИ, сумма долга уже достигла 20 млн. руб.
Непрекращающиеся проблемы предприятия, в том числе хронические многомесячные задержки заработной платы, уже не раз попадали в новости, однако до уголовного дела дошло впервые. Имущество общества находится под арестом, начата процедура банкротства, но при этом, со ссылкой на руководство предприятия, сообщается, что “Руководство “Золота Курьи” не уходит от ответственности и намеревается к осени погасить задолженность перед коллективом”.
Насколько реален такой сценарий? Приблизительно как в известном анекдоте, который описывает разницу между “практически” и “теоретически” – с известным результатом.
Итак, чисто “теоретически”, ещё в последних числах мая представители “Омчака” и региональных властей заявили о то ли уже состоявшейся, то ли предстоящей со дня на день продаже “Золота Курьи” инвестору из Кемеровской области, скорее всего по принципу “с глаз долой…”. Однако уже в начале августа стало известно, что данная сделка не состоялась и вряд ли могла состояться, а обещанный новым “собственником” перезапуск предприятия случился только на словах. А вот “практически” – нет, подтверждением чему и стали последующие действия СК.
До перехода контроля над предприятием к “Омчаку” в 2016 г. о наличии какой-либо существенно задолженности “Золота Курьи” по заработной плате или налогам известно не было. Однако, если посмотреть новости за последние несколько лет, станет понятно, что невыплата зарплаты для “Золота Курьи” стало скорее правилом, чем исключением: заголовки местных изданий в начале 2017 г. выглядят до боли знакомыми, например “Смена владельцев алтайской компании “Золото Курьи” не спасла рабочих от безденежья”.
Правда, на тот момент речь шла о долге перед сотрудниками в размере 9 млн. руб, который потом вроде был погашен, а затем снова накапливался. Но до уголовных дел все равно не доходило. Что же изменилось сейчас?
Самая вероятная причина в том, что на тот момент действительно состоялась смена собственника предприятия, контроль над которым получила та самая золоторудная компания (ЗРК) «Омчак», к слову, “дочка” одного из крупнейших в золотодобывающей отрасли профильного холдинга ОАО «Сусуманзолото».
С учётом таких “родственных связей” в серьезность намерений нового собственника – возобновить производство, поднять предприятие, погасить долги – можно было и поверить. Хотя всего этого и не случилось, что особенно обидно ввиду значительного роста мировых цен на золото за последний год. В такой ситуации всё возрастающая “упущенная выгода” всё больше бросается в глаза, однако и это, скорее всего, не стало последней каплей.
Возможно, ей послужило то, что на очередном раунде игры “кому “Золото Курьи”, дорого” в роли покупателя пытались представить совсем уж странного кандидата: непрофильную фирму “Прииск” из “чужого” региона, с историей собственной налоговой задолженности, минимальным уставным капиталом и штатом в несколько человек. И даже такой “выгодный жених” не смог забрать предприятие себе: в середине августа стало известно, что сделка по продаже сорвана, на предприятии введена первая стадия банкротства — наблюдение, а погашение долгов и запуск производства так и остались на уровне обещаний.
Именно это и могло стать пощечиной для региональных властей, которые в конце мая публично подтверждали перспективность прихода на предприятие нового инвестора. На это, согласно предварительному договору купли-продажи, на который ссылалось : «Интерфакс» (материал от 12.08.2019 «Суд ввел наблюдение в «Золоте Курьи», которое «Омчак» планировал продать кемеровскому «Прииску»»), было отпущено два месяца. Однако по их прошествии задолженность перед рабочими только выросла – с 18 до 20 млн. руб, несмотря на то, что, как следует из материалов арбитражного суда, “Золото Курьи” продолжало брать крупные займы под 15% годовых на жестких условиях — 0,1% штрафных процентов за каждый день просрочки.
По данным службы судебных приставов, в отношении “Золота Курьи” сейчас возбуждено 774 исполнительных производств, большинство как раз связаны с вынесением судебных приказов на выплату зарплаты.
Не секрет, что территориальные подразделения СК могут с пониманием относится к тревогам местных властей, а ситуация, в которой горе-золотопромышленники активно их подставляют, в том числе, например, министра промышленности и энергетики Алтайского края Александра Климина, явно вышла за рамки всех приличий. “Терять лицо” власти на местах явно не любят, а значит у тех, кто обещал, но не сделал – то есть действующего руководства “Золота Курьи”, представляющего интересы “Омчака”, появился реальный шанс потерять свободу.
В США есть такая шутка про вновь избранного президента: в первый рабочий день приходит он в Овальный кабинет Белого Дома (на своё рабочее место) и, осматривая содержимое письменного стола, находит три конверта от своего предшественника, каждый с пометкой “Открыть в самом крайнем случае”. Через достаточно короткое время, натурально, наступает политический кризис, ситуация кажется безвыходной, и президент открывает первый конверт, в котором от руки написано “Вали всё на предшественника”.
Ход срабатывает, но через какое-то время на пороге снова кризис и доходит очередь до второго конверта, а в нем записка со словами “Меняй команду”. Что и происходит, однако чуть позже почти неизбежно наступает новый кризис, пуще прежних. Делать нечего, вскрывает президент последнее послание, а там написано “Готовь три конверта”.
Американский президент, как известно, избирается на четыре года, за которые, при неудачном стечении обстоятельств, можно использовать все три подсказки. “Омчак”, часть крупнейшего золотодобывающего холдинга, за почти четыре года так и не смог перезапустить предприятие – и это на фоне отличной мировой конъюнктуры.
Пикантности ситуации добавляет то, что «Сусуманзолото», та сама “мама” “Омчака” и “бабушка” “Золота Курьи” предприятие крупное и вполне прибыльное. При соответствующем желании, оно вполне могло “вытащить” алтайское предприятие из долговой ямы, не прибегая к помощи сомнительных покупателей-посредников.
Но СМИ уже высказывали предположения, что неудавшаяся попытка продажи “Золота Курьи” связано с попыткой председателя совета директоров ОАО «Сусуманзолото»Владимира Христова, убрать “Золото Курьи” с баланса “Омчака”, будь то через продажу или контролируемое банкротство, вполне может быть предпринята с целью повышения стоимости компании путем ликвидации «токсичного» и генерирующего убытки актива.
Дело, якобы, в том, что «Сусуманзолото» ведет переговоры о продаже ЗРК “Омчак”, вместе с лицензиями на разработку и разрабатываемыми месторождениями в Забайкальском крае. А значит речь о привычной схеме “национализации убытков, приватизации прибыли” или, в более традиционной трактовке, “кому вершки, кому корешки”…
Возвращаясь к упомянутому выше анекдоту, снова получаем “практическую“ часть: “Сусуманзолото” и “Омчак” возможно и были бы рады подготовить три конверта, но вот реальных претендентов/преемников на “Золото Курьи” по всей видимости не наблюдается. А все заявления об удивительном перезапуске предприятия “с места – в карьер” все равно приводят его в то же самое, небезызвестное, место.