16 июля 2001 года в Москве между РФ и КНР был подписан договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Договор закрепил партнерскую конструкцию отношений в соответствии с установкой Председателя КНР Цзян Цзэминя «навсегда друзья, никогда враги».
Партнерская модель не предусматривает развитие отношений в сторону военно-политического союза и не умаляет независимость и самостоятельность сторон во внутренних и внешних делах. При этом с китайской подачи обе стороны лицемерно называют такое состояние российско-китайских отношений «самым высоким уровнем» и «наилучшим периодом их существования».
Лицемерие же состоит в том, что Китай наряду с США является победителем в Холодной войне. Поэтому честный взгляд на то, что в мае 1989 года было названо «нормализацией советско-китайских отношений» на деле есть отношения побежденного и победителя.
Китайская Народная Республика (КНР) была провозглашена 1 октября 1949 года. На следующий день «Срединное народное государство желтых людей» (смысл иероглифов: чжун, хуа, го) было признано Союзом Советских Социалистических Республик. Именно это событие лукаво называется «70-летие установления дипломатических отношений между Китаем и Россией».
Правда же состоит в том, что дипломатические отношения между Китаем и Россией были установлены 330 лет назад в 1689 году подписанием Нерчинского договора, впервые установившего границу тогда между Цинской империей и Московским царством. До этого, с XIII века, Китай и Русь жили в Едином Государстве Чингисхана «от моря до моря» (Йехэ монгол улус оно же Тартария).
Что же касается наилучшего периода отношений в современной истории, то это был период искренней «Великой Дружбы» времен Социалистического лагеря Сталина. Скрепленной кровью войны в Корее против США (1951-1953) и оказанием СССР помощи КНР в развитии народного хозяйства (соглашение от 15.05.1953), включая технологии ядерного оружия и его стратегических носителей.
«Великую Дружбу» сменил более чем 20-летний период «советско-китайской ссоры» и полного разлада отношений ввиду разногласий, главным образом, по вопросам войны и мира с США. Идеологическая ссора усугублялась личной неприязнью между двумя первыми лицами – Мао Цзэдуном и Н.С. Хрущевым.
В 1969 г. Мао Цзэдун инициировал вооруженный конфликт в районе о. Даманский на р. Уссури и в районе озера Жаланашколь в Казахстане, переросший в военное противостояние на границе. Путем конфронтации Китай вышел из тени идеологии КПСС и отдалился от политики СССР, что сделало КНР самостоятельной и независимой международной величиной, ведущей собственную политическую игру.
Так, Мао Цзэдун разыграл стратагему (военную хитрость) по формуле Закона Перемен (1 + 1) + 0 = 0: «Мудрая обезьяна (КНР) с горы (в пассиве – 0) наблюдает битву двух тигров (1 +1) – суть: холодную войну двух «сверхдержав» СССР и США. В результате связка трех сил по Закону Перемен провернулась в пользу Китая: Шкура поверженного «советского тигра» досталась КНР в форме Шанхайской организации сотрудничества. А «американский тигр» после схватки расслабился и возомнил об однополярном мире.
Капитуляцию же СССР перед КНР в холодной войне принял Председатель Военного Совета ЦК КПК Дэн Сяопин. Дело было так. Стараясь в рамках холодной войны не допускать фатальных обострений с Западом, советское партийно-государственное руководство посчитало, что основная угроза безопасности СССР исходит от КНР и стало наращивать группировку войск на Востоке.
В КНР советскую военную активность приняли за подготовку к «усмирению дракона» силовыми методами и активизировали антисоветский сговор с США. В январе 1979 Дэн Сяопин посетил США и в подтверждение договоренностей с президентом Картером 17.02.1979 нанес «контрудар в целях самообороны по Вьетнаму».
Так, СССР попал в растяжку создания бездонно-затратной системы военного противодействия одновременно на Западе против НАТО и на Востоке против КНР, от чего и надорвался. Оценив ситуацию в том плане, что «клиент созрел», Дэн Сяопин весной 1986 г. через румынского лидера Н. Чаушеску передал М.С. Горбачеву послание, в котором изложил «три препятствия» для нормализации китайско-советских отношений.
Китайская сторона требовала от СССР: а) вывести войска из Афганистана и Монголии; б) сократить группировку и отвести войска от границы с КНР; в) убрать вьетнамские войска из Камбоджи.
В июле 1986 г. в речи во Владивостоке Горбачев заявил: «Советский Союз готов в любое время, на любом уровне самым серьезным образом обсудить с Китаем вопросы о дополнительных мерах по созданию обстановки добрососедства. Мы надеемся, что в недалеком будущем разделяющая (а хотелось бы говорить — соединяющая) нас граница станет полосой мира и дружбы».
За три года, к маю 1989 года, требования китайской стороны были выполнены, «три препятствия» СССР устранил, и 15-18.05.1989 состоялся визит советского лидера Горбачева М.С. в Китай, где Дэн Сяопин и принял капитуляцию СССР.
После самороспуска СССР, Россия (тогда РСФСР) в конце 1991 года обрела суверенитет, который сразу признал Китай. А что не изменилось, так это диалектический подход к мировой политике как «великой шахматной доске», где Кремль проводит «сеанс одновременной игры» под названием многополюсный мир.
Теперь уже первый президент РФ Ельцин Б.Н. в 1996 г. схему отношений с КНР сформулировал как «доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, обращенные в XXI век». При этом взаимодействие исподволь было направлено против США. А отчаянным шагом Ельцина в связи с обстановкой в Чечне, когда президент США Б. Клинтон публично намекнул Ельцину на участь Югославии, если тот станет нарушать «кэмп-дэвидские ночные протоколы» 1992 года, был срочный визит в КНР 9 декабря 1999 года.
Так, Пекин стал местом, где Ельцин продемонстрировал миру свой политический аффект (ярость, ужас и отчаяние) перед уходом. «Билл Клинтон вчера позволил себе надавить на Россию. Он, видимо, на секунду, на минуту, на полминуты забыл, что такое Россия, что Россия владеет полным арсеналом ядерного оружия, и поэтому решил поиграть мускулами… Многополюсный мир – вот основа всему и именно так мы договорились с Цзян Цзэминем. Мы будем диктовать миру как жить, а не один Клинтон» – резко, в сильном душевном волнении сказал Ельцин под конец пресс-конференции. После чего 31 декабря 1999 года сдал страну Путину В.В.
Сдал вместе с обязательствами российских либералов – друзей USD – перед США, и обязательствами российских патриотов по военно-техническому сотрудничеству с КНР. Эта двойственность и определяет лицемерие в поведении российской стороны.
Сговор же КНР с США демонстрируют неформальные, без свидетелей, встречи Си Цзиньпина с президентом США Бараком Обамой в частном поместье Саннилэндс, Калифорния (7-8.06.2013 г.) и с президентом США Дональдом Трампом в его поместье Мар-а-Ларго во Флориде (07.06.2017 г.). Эти встречи названы «новой моделью» без оглядки на «шумы в СМИ» и «ложные впечатления о намерениях».
Китай же по отношению к РФ и США остался в формуле, где «мудрая обезьяна с горы взирает на битву в долине двух тигров». Эта формула определяет лицемерие с китайской стороны.
Ярким примером лицемерия стратегического взаимодействия со стороны Кремля выступает всяческое многолетнее затягивание строительства двух мостов через Амур и блокирование выхода КНР к Японскому морю по проекту ещё 1993 года железнодорожного парома Хуньчунь (КНР) – Зарубино (РФ) – Ниигата (Япония).
Ярким примером лицемерия стратегического взаимодействия с китайской стороны выступает отказ Пекина признать возвращение Крыма в состав России. А реализация схемы конфронтации США и РФ: (1 + 1) + 0 = 0 в замысле «Китайской Мечты» предусматривает вхождение «естественным ходом вещей» российского Дальнего Востока в провозглашенное Си Цзиньпином в 2018 году во Владивостоке строительство «Сферы экономического процветания Северо-Восточной Азии». Для чего в состав ДФО РФ уже передана республика Бурятия с водными ресурсами озера Байкал.
Вполне очевидно, что в 2019 году, на переломе мирового кризиса индустриального общества, отношения РФ и КНР стоят на пороге новой эпохи, а вот подходы к политике остались старые! Как у нас в народе говорят: «Новые времена – новые песни». Тогда как официальные органы РФ и КНР продолжают петь «Старые песни о главном». Отсюда и лицемерие.
Лицемерием выступает и отношение властей КНР и РФ к трем книгам о Си Цзиньпине, вышедших к 70-летию образования КНР.
Хвалебная, прокитайская, представляющая собой реферат китайских газет книга Ю.В. Тавровского «Си Цзиньпин. Новая эпоха», превозносящая и восхваляющая китайского лидера, получила полное признание. В РФ этой книгой гордятся патриоты Изборского Клуба. В КНР – автор получил Национальную премию за заслуги в области литературы. 20.08.19 года в правительственной резиденции «Дяоюйтай» в Пекине премию Тавровскому вручил член Политбюро ЦК КПК, заведующий отделом пропаганды ЦК КПК Хуан Куньмин.
Критическая и порицающая, проамериканская, написанная в ракурсе предупреждения «будьте бдительны» книга Румянцева Е.Н. «Внутренняя и внешняя политика Си Цзиньпина» замалчивается.
А честная и искренняя книга известного писателя-историка Рыбаса С.Ю. «Си Цзиньпин. Судьба и мир», прошедшая экспертизу компетентных российских китаеведов и вышедшая в престижной серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» получила полное неприятие китайской стороны.
Первый тираж книги (5000 экз.) был выкуплен у издателя Посольством КНР в РФ и уничтожен. Из второго издания 500 экз. попали в книжные магазины Москвы, а остальные 4500 экз. с подачи Посольства КНР опять были блокированы. При этом МИД РФ, первоначально поддержавший книгу, под давлением китайской стороны от дела отстранился. Тогда как независимые политологи (И.Юргенс) дали книге положительные рецензии в СМИ.
Теперь, вследствие ажиотажа, созданного Посольством КНР вокруг книги Рыбаса обнажился вопрос о лицемерии и искренности в российско-китайских отношениях. Этот вопрос принципиален для выстраивания отношений новой эпохи. Поэтому искренность в отношениях «добрых соседей» стала темой народной дипломатии.
Блокирование книги С.Рыбаса «Си Цзиньпин. Судьба и мир» — это классика действий бюрократии старой эпохи. Ведь для издателя книга стала «бестселлером», и теперь Рыбас готовит третье издание.
Причина же зажима книги состоит в том, что Рыбас на первой странице показывает читателю принцип китайской специфики в политике: единое раздваивается, но перемены происходят в связке трех сил. И исподволь подводит к выводу о том, что же такое «идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи».
Мы же, небополитики, открыто скажем, что новая эпоха в политике КНР имеет космические основания – это эпоха энергии созвездия Водолея, пришедшая на смену эпохе созвездия Рыб. Суть новой эпохи – возможность реализации Китайской Меты о великом возрождении нации желтых людей в проекте «Великого Единения» занятого КНР центра с народами окраин (кит. Датун).
Именно этот проект, уходящий корнями в китайскую древность, в 2017 году Си Цзиньпин представил в ООН и на форуме в Давосе под именем «создание сообщества единой судьбы человечества».
А реализация проекта «Великое Единение» требует смены курса реальной политики с формулы Закона Перемен «мудрая обезьяна» (Китай в пассиве: 1+1+0=0) на формулу «Всесильный Дракон в блеске совокупной мощи принуждает народы мира к гармонии» (Китай в активной позиции: 0+0+1=1).
Небополитики честно и искренне выступают за реализацию провозглашенного лидерами КНР и РФ курса на сопряжение китайской стратегии «пояс и путь» с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Ибо такое сопряжение соответсвует российскому проекту «Большая Евразия», который небополитики называют «Третья Орда» (Первая Орда – это Единое государство Чингисхана, а Вторая Орда – это Социалистический лагерь Сталина).
Однако небополитики честно и искренне говорят о том, что экономические интересы, лежащие в основе соединения стратегии «пояс и путь» с ЕАЭС – это недостаточная основа партнерства в новую эпоху. Одной лишь обиды на США для успеха мало!
Для успеха проекта «Большая Евразия — Третья Орда» нужно экономические интересы сверху накрыть культурными ценностями. И это этика Единого государства «пять выше»: Духовное выше материального. Общее выше частного. Справедливость выше закона. Служение выше владения. Власть выше собственности.
В реальной политике речь идет о создании «Культурного пояса Великого Чайного Пути» (ваньли чадао), объединяющие четыре страны ядра Третьей Орды – Китай, Монголию, Россию, Казахстан.
Отношения же между Россией и Китаем в Третьей Орде следует строит по формуле «мудрый наставник – всесильный покровитель» или то, что в семье народов не западных цивилизаций соответсвует роли «старшей сестры» (Россия женская душа) и «старшего брата».
Наставничество же возможно с опорой на возникшую в России в начале XXI века систему взглядов новой эпохи с дерзким именем небополитика. Небополитика не отрицает геополитику – докртину пространства с сердцевиной Земли на Урале. Но дополняет её доктриной Духа Времени со всеохватным взглядом на процессы Бытия сверху. Восьмикнижие небополитики уже издано.
За и от имени
Института российско-китайского стратегического взаимодействия
Андрей Девятов
No699 от 24.09.2019