Прибыльность советского хлебозавода устанавливалась директивно – было понятие «нормативная прибыль». Заводу устанавливался план по отгрузкам, цена готовой продукции и так далее. При этом завод получал сырьё по твёрдым планируемым ценам от запланированных в министерствах поставщиков. Грубо говоря, в любом советском министерстве была некая модель завода, по которой обсчитывались основные планируемые показатели.
Многие планы поставок сырья и готовой продукции верстались межминистерскими комиссиями, грубо говоря, министерство заводов-производителей и министерство предприятий – поставщиков сырья образовывали совместную межминистерскую комиссию для сверстывания цен и плана поставок.
Предприятия начали переходить на полный хозрасчёт только во времена так называемой «перестройки». В советское время при Брежневе был частичный, очень ограниченный хозрасчёт. Предприятиям было разрешено образовывать из небольшой части прибыли три небольших фонда с жёстко прописанными правилами формирования этих фондов и жёстко прописанными правилами расходования денег с них. Всё остальные средства предприятия уходили в министерства для распределения министерствами, Госпланом и Минфином.
Предприятиям позволили формировать три фонда из остатков прибыли, но при сохранении обязательного планирования основных показателей. У прибыльных предприятий накапливались деньги на этих фондах, но они не могли их потратить, так как основные группы товаров и средств производства по-прежнему планировались — как производство, так и распределение. Грубо говоря, на неотоваренные деньги нечего было купить. Первоначально эти фонды «сгорали» в конце года, и предприятия стремились всеми силами их потратить. Потом разрешили переходящий остаток на следующий год.
Отмена планирования производства и распределения («Это — самая разрушительная сила — Госсснаб, Госплан и Минфин» — поговорка советских времён тех самых) произошла при Горбачёве, и тут же все перекосы экономики, которые смягчались планированием распределения товаров, вылезли наружу. Советская экономика при Брежневе оставалась по-прежнему плановой, то есть то, что неправильно называют «командно-административной». Да были команды для предприятий, но команды на основании продуманных и просчитанных в министерствах планов.
Брежневский хозрасчёт – это три небольших фонда – 1) материального поощрения, 2) развития производства (самофинансирование) и 3) социально-культурного и бытового развития (деньги направлялись на строительство жилья, санаториев, домов культуры и так далее). Эти фонды формировались из прибыли предприятий. 1-й и 3-й фонды — социальные, они проедались сотрудниками предприятий, и только 2-й фонд — ФРП (фонд развития предприятия) – шёл на развитие предприятия. Всеми остальными средствами предприятие не могло распоряжаться самостоятельно.
Вот что писали современники-скептики об этом «хозрасчёте»:
«С точки зрения автора экономически более обоснованным было бы изъятие указанной прибыли в доход государственного бюджета, как это предусмотрено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. №937 «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции». Данная позиция автора в диссертации аргументирована.»
«Брежневский хозрасчёт» в цифрах (на основании данных):
Брежневский «хозрасчёт» для богатой нефтяной промышленности — ФМП — 4,06%, ФСКМ — 2,97%, ФРП — 0,17%. Итого — 8% от прибыли оставалось у предприятий, 92% шли в казну. При этом на самостоятельное развитие предприятия могли направить 0,17% от прибыли, всё остальное проедалось. Основное развитие предприятий осуществлялось на основании планов министерств.
«Среднеотраслевой норматив отчислений от массы расчетной прибыли в фонд материального поощрения установлен в размере 4,06%. Среднеотраслевой норматив отчислений за 1% снижения удельных трудовых затрат на обслуживание одной скважины равен 0,115%.
По нормативу отчислений от массы расчетной прибыли образуется 90% всей величины ФМП, а 10% — по нормативу отчислений за снижение удельной численности работающих. Среднеотраслевой норматив в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства равен 2,97% от массы расчетной прибыли, в фонд развития производства — 0,17%.
Советские предприятия успешно действовали в рамках этой модели «хозрасчёта» (формулируя точными словами – частичного хозрасчёта) около 20 лет, до тех пор, пока советская экономика не была уничтожена «перестройкой» и «проклятыми 90-ми». В рамках «брежневской модели» предприятия подчинялись министерствам, получали от министерств деньги и ресурсы и должны были поставлять продукцию по заранее расписанных потребителям.
Предприятиям было разрешено оставлять себе небольшую часть прибыли, которую они могли расходовать только на определённые цели – на материальное поощрение сотрудников, на социально-культурные цели и на развитие предприятий. Таким образом предприятия могли улучшать жизнь своих сотрудников и могли самостоятельно планировать и распоряжаться частью заработанных средств.
На средства фонда материального поощрения происходило премирование и стимулирование работников, на средства фонда социально-культурного развития в том числе строились дома для сотрудников, на средства фонда развития предприятия закупалось новое оборудование и строились новые цеха. Эта система успешно работала в течение 20 лет и могла бы продолжать работать и далее на благо всего общества, но она была уничтожена врагами социализма и СССР.