Белоруссия начинает накалять нефтяной вопрос. Недавно мы писали о желании Александра Лукашенко переключить поставки нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов с России на Казахстан. Об этом заявил сам Президент. Мы не будем ещё раз пересказывать наши соображения на сей счёт, пишет ТГ-канал «Зам па iдэалогii».
Но на днях речь зашла уже не о казахстанской нефти. Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина заявила, что рассматриваются поставки «чёрного золота» из стран Ближнего Востока и Африки морем. Это вполне возможно через порты Украины и Прибалтики. При этом Гурина подчеркнула, что альтернативные источники поставок углеводородного сырья для белорусских НПЗ будут зависеть от выгодности их логистики.
Вот здесь, кстати, и самый большой вопрос. Морской транспорт дешевле, чем многие другие, но дороже, чем трубопроводный. Плюс к этому транзит по железной дороге. Тем более одноразово получить столько нефти, как по нефтепроводам, не получится. Риск форс-мажора больше.
Но есть ещё один нюанс. Западные области России представляют неплохой рынок для белорусских нефтепродуктов. И стопроцентную гарантию можно дать, что он будет наглухо перекрыт в случае, если Белоруссия переориентируется на ближневосточную или африканскую нефть. Россия покупает у Минска горюче-смазочные материалы исключительно из поддержки партнёра по Союзному государству и Евразийскому экономическому союзу.
Продавать в таких количествах ГСМ в страны Евросоюза не получится. Сначала относительно дешёвый белорусский бензин и дизтопливо обложат квотами, затем ввозными акцизами, а затем обвинят в демпинге и вообще закроют туда путь. Надо всё-таки понимать, что в Евросоюзе есть свои нефтеперерабатывающие предприятия, которым вовсе не нужны конкуренты с Востока.
Спросите, почему обязательно будет обвинение в демпинге? Согласно принятым в Евросоюзе правилам свободного рынка, если та или иная компания получает поддержку со стороны государства, это и есть основания для обвинения в нарушении правил конкуренции в торговле. Вы, случаем, не помните, кому принадлежат белорусские НПЗ? Не государству ли? Европейцы пока на это закрывают глаза. До тех пор, пока поток топлива из Беларуси, который сейчас предназначен для России, в Минске не постараются развернуть на Запад.
Кстати, Светлане Гуриной не плохо бы было знать о судьбе румынских и венгерских нефтеперерабатывающих предприятий. Их больше нет. Они были закрыты почти сразу же, как эти две страны оказались в Европейском Союзе.
Внутренний рынок? Тогда придётся сократить выработку, что поставит белорусские НПЗ на грань рентабельности. Тот объём топлива, который производится сейчас, сама Белоруссия потребить не сможет.
Украина? История почти такая же, как и с ЕС. У Украины есть свой НПЗ по мощности сопоставимый с мощностью двух белорусских. Который, правда, не перекрывает всех потребностей, но среди сложностей можно выделить и вопрос политический.