Рассуждения Эммануэля Макрона в интервью Economist о трех путях развития для России в пересказе наших СМИ несколько оторваны от общего контекста, сообщает ТГ-канал «Bunin & Co».
А этот контекст состоит в том, что Макрон не просто примеряет, а активно пытается взять на себя роль лидера Европы, которая, конечно, является частью Запада, но призвана выступить в качестве самостоятельной балансирующей силы. Правда, далеко не все в Европе согласны с таким позиционированием президента Франции.
Что касается России, то надо признать, что Макрон смотрит на нее вполне реалистически. Он начинает с того, что нынешнее состояние России – страны с огромной территорией, но сравнительно небольшим населением и слабой экономикой, при этом вовлеченной в сверхмилитаризацию и многочисленные конфликты, не является устойчивым.
Преодоление этой неустойчивости путем возвращения к роли играющей в одиночку сверхдержавы, на взгляд Макрона, нереалистично по указанным выше причинам. Второй гипотетический путь – строить евроазиатскую державу.
Но здесь уже есть доминирующая держава – Китай, и дисбаланс со временем будет только усиливаться. Макрон «ни на секунду не поверит», что стратегия Путина – «стать вассалом Китая».
Таким образом, у президента России остается только один вариант – вернуться к политике тесного взаимодействия с Европой. Макрон отмечает, что с точки зрения Путина, сделка СССР и НАТО 1990 года не была соблюдена Западом, не было создано «зоны безопасности», более того, «они» попытались двинуться в Украину.
По словам Макрона, «консерватизм Путина привел его к развитию антиевропейского проекта, но, мне кажется, в долгосрочной перспективе его проект может быть только проектом партнерства с Европой».
Макрон согласился с замечанием интервьюеров, что его анализ строится на логике, а не на поведении Путина. Но при этом добавил: «Его поведение в последние годы было поведением человека, который обучался спецслужбами и руководит государством, более дезорганизованным, чем мы осознаем. Сыграла роль своего рода «осадная лихорадка», чувство, что ты окружен со всех сторон».
Говоря о перспективе сближения Европы с Россией, Макрон настаивает, что он не наивен, что речь не идет о мгновенной «перезагрузке», что процесс может занять и 10 лет. Но он убежден: «Если мы хотим воссоздать европейскую стратегическую автономию, нам нужно пересмотреть позицию в отношении России».
США, продолжает Макрон, занимают действительно жесткую антироссийскую позицию, сказывается их политическое и историческое суперэго. Но между ними океан, а мы соседи. У нас есть право на автономию, право не просто следовать американским санкциям, а переосмыслить стратегические отношения с Россией.
Думается, слова Макрона обращены не только к западной аудитории, но и непосредственно к Владимиру Путину. Интересно, как их воспримут в Кремле.
Ранее на : REX: Что же нужно Макрону от России?