В Ливане позавчера, 22 января, президент страны М.Аун утверил состав нового правительства Ливана. В нём представлены представители всех конфессий страны – христан-маронитов, мусульман-суннитов и мусульман шиитов. Предыдущий премьер-министр страны Саад Харир, ушедший в отставку после массовых народных протестов, находится в оппозиции.
В ливанском парламенте новое правительство опирается на парламентское большинство, состоящего из пропрезидентского Свободного патриотического движения и блока шиитских партий «Амаль» и «Хизбалла».
Впервые после Гражданской войны в Ливане и после подписания Таифских соглашений ливанское правительство сформировано не по конфессиональному принципу, благодаря которому Ливаном в последние годы правили отец и сын Харири, не пользовавшиеся поддержкой парламентского и избирательного большинства и проводившие антинациональную, антисирийскую и проамериканскую политику.
Нынешнее ливанское правительство само по себе многоконфессионально.
Отставка Харири означает возможную смену приоритетов ливанской политики и внешней политики. Сирия и Ливан – две братские страны, имевшие ранее единый валютный и таможенный союз, теснейшие экономические, культурные и народные связи. Сирия внесла основной вклад во внутриливанское урегулирование после гражданской войны, сирийское влияние в Ливане способствовало стабилизации политической обстановки и возрождению Ливана.
Проводимая предыдущими премьер-министрами отцом и сыном Харири антисирийская политика и разрыв отношений с Сирией во многих сферах уже обернулись для Ливана огромными потерями, как политическими, так и экономическими и финансовыми.
Возможное значительное улучшение ливано-российских отношений, которым препятствовала откровенно проамериканская политика обоих Харири, может привести к различным прорывным проектам и соглашениям во многих сферах.
Приход к власти в Ливане правительства умных, образованных и компетентных людей и ответственных политиков, для которых судьба страны важнее отношений с США должно привести к стабилизации внутренней политической и экономической обстановки в стране.
Возможное улучшение отношений с Сирией неизбежно должно привести к взаимовыгодному сотрудничеству в экономических сферах, в сферах транспорта и энергетики. Отстранение от власти в Ливане ничтожных проамериканских марионеток уже укрепило внешнеполитический статус страны и региональную безопасность.
Если политическая тенденция внутренней ливанской политики сможет привести к реализации второй, долгосрочной части Таифских соглашений и начале формирования ливанских правительств на демократической основе, а не на основе конфессиональных принципов, это будет означать окончательное отстранение от власти ничтожных антинациональных проамериканских политиков из клана Харири и возрождение Ливана как самостоятельного и процветающего государства, поддерживающего братские отношения с Сирией и дружественные отношения с Россией, Ираном и Ираком.
Ливан снова может стать «жемчужиной Ближнего Востока», как его называли ранее, геополитическим центром этого непростого региона. Ливанский народ сделал свой выбор и отбросил конфессиональные ограничения в своей внутренней политике. Единый Ливан, единая мирная, сильная и процветающая страна, дружественная Сирии, России и Ирану – в этом должно быть блестящее будущее этой замечательной страны.