Убедительность фактуры по «сахарному» делу не снимает многих вопросов, которыми поневоле задаешься, когда перечитываешь вчерашние откровения Лукашенко и смотришь видео, «выкаченное» КГБ, пишет ТГ-канал «Трыкатаж».
Но сначала коротко о том, что известно на сей момент:
Арестованы 11 человек, среди которых директора белорусских сахарных заводов, руководитель торгового дома – Белорусской сахарной компании (БСК), полковник милиции Владимир Тихиня, как минимум один российский бизнесмен. Возможно, кто-то из руководителей «Белгоспищепрома».
Вопрос: кто именно арестован?
Лукашенко после доклада КГБ лично санкционировал аресты и приказал развернуть самолет, который вез в Европу двух фигурантов дела.
Вопрос: при чем здесь президент? Какое право он имел приказывать силовикам?
Эпизод № 1 – упаковка для сахара. По версии КГБ, беларуская фирма «Евротарэкс» закупала у российской фирмы «Полимер» сырье по завышенной стоимости, за что директора получали «откаты» наличными. Плюс – мешки, изготовленные из дорогого сырья, приобретались заводами, чьи директора также были в доле.
Вопрос: а в чем здесь интерес «Полимера»? Столько хлопот только для того, чтобы сбыть сырье? Сколько сырья поставлено? Сколько мешков изготовлено и продано?
Эпизод № 2. Здесь непонятно почти все. Якобы через БСК белорусский сахар (который по определению дороже российского) поставлялся российским фирмам «по бросовым ценам» (цитата Лукашенко), за что директора заводов получали взятки в размере от 1 до 2,5 доллара за тонну.
Вопросы:
Откуда и почему брались «бросовые цены»? Чем официально объясняли их директора заводов своему начальству? Насколько бросовыми они должны были быть, чтобы директора имели с них взятку, россияне – интерес, а БСК – хоть какую-то маржу?
По этой схеме продавался весь беларуский сахар или нет? Директора – самоубийцы и не понимали, что афера государственного масштаба все равно раскроется?
Сколько длилась афера, ведь БСК существует больше 10 лет? Куда смотрели контролеры, министерство?
Как отражались в официальной отчетности операции с сахаром? В частности, те самые «бросовые цены»?
Что имел в виду директор Скидельского сахарного комбината, когда говорил, принимая конверт с деньгами: «Вытягивают эти деньги. Дерзко, дерзко…»?
Ну, и наконец, поражает стремительность информационной работы КГБ: вчера Лукашенко раскрыл некоторые подробности дела, и вчера же по телеканалу «Беларусь-1» показали фильм, где оперативные съемки комментирует начальник отдела следственного управления КГБ Константин Бычек. Это беспрецедентно для Белоруссии, где громкие задержания затем многие месяцы окружены заговором молчания.
Конечно, громкое сахарное разоблачение выгодно Лукашенко: нашлись виновники ахового состояния экономики РБ.
Показатели сахарной торговли пикировали все последние годы. В 2019-м на $63 миллиона сократилась выручка от экспорта, на $4 миллиона увеличился импорт российского сахара. Но случилось это не потому, что в РБ оформилась сахарная мафия, а потому, что в РФ смогли снизить себестоимость сахара и нарастить его производство.
Ранее на сайте ИА REX: