Ситуация на европейском рынке газа проявляет признаки стабилизации, при этом цены остаются крайне низкими. Однако ожидать ухода котировок газовых контрактов в отрицательную зону, как это случилось в апреле с фьючерсами на американскую нефть WTI, скорее всего, не приходится. Текущие цены не покрывают даже операционных расходов производителей газа, поэтому предложение продолжит сокращаться, что подтолкнет цены вверх.
Материал подготовлен коллективом Института развития ТЭК (ИРТТЭК) специально для ИА REX.
«Возврат котировок Brent к уровням выше $30 за баррель пока не находит своего отражения в динамике спотовых цен на природный газ», – говорится в опубикованном накануне отчете Московского нефтегазового центра компании EY.
Наоборот, в мае они продолжили снижение, достигнув к концу месяца уровня $41 за 1 тыс. кубометров на ключевом голландском хабе TTF. Минимальный уровень был зафиксирован 23-25 мая (3,757 евро за 1 МВт или $32 за 1 тыс. кубометров). После этого цена несколько поднялась и в настоящее время остается в диапазоне $40-$47 за 1 тыс. кубометров.
«Особый интерес нынешней ситуации придает факт преодоления ценами на газ нижней границы так называемого «ценового конверта» (диапазон между приведенной стоимостью нефти и энергетического угля), чего еще никогда не происходило в современной истории», – отмечается в документе.
На этом фоне некоторые аналитики уже начали говорить о возможности повторения на газовом рынке «апрельского инцидента», в ходе которого котировки майских фьючерсов на американскую нефть WTI опустились до -$40 на фоне приближающейся даты исполнения и отсутствия покупателей. Например, обзор с подобным прогнозом выпустило агентство Bloomberg. По мнению его авторов, ключевыми факторами давления на цены стали высокий уровень заполненности хранилищ (73% против обычных для этого времени 45%) и низкий спрос, обусловленный теплой погодой и падением спроса на электроэнергию из-за коронакризиса.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Потребление газа в апреле по ведущим странам ЕС снизилось на 15-20% год к году на фоне сползания европейской экономики в рецессию, продолжающегося роста конкуренции со стороны ВИЭ (апрельские темпы прироста солнечной генерации составили 28% год к году) и теплой погоды. При этом определенное давление на рынок оказывают дополнительные объемы предложения СПГ со стороны Катара, достигнувшие в апреле пика на уровне 4 млрд куб. м», – констатируют аналитики EY.
При этом газовые контракты, в отличие от нефтяных, обладают значительно меньшей ликвидностью. Поэтому влияние мер по поддержке экономики со стороны ФРС и европейских центробанков на их котировки существенно ниже.
Большая часть российского газа поставляется в Европу по долгосрочным контрактам. Тем не менее цены спотового рынка оказывают влияние и на деятельность «Газпрома». Если раньше ценовым ориентиром для контрактов российской монополии служили котировки нефти, то сейчас 57% ее договоров имеют хабовую привязку, то есть отталкиваются от цен спотовых поставок.
Тем не менее, отмечается в обзоре, цены на газ вряд ли смогут опуститься ниже нулевых отметок. Производители газа могут значительно более гибко, по сравнению с нефтяниками, регулировать добычу. Кроме того, в ближайшее время ряд активов по производству СПГ будет остановлен на плановый ремонт. Сокращает поставки газа и «Газпром» – они упали на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наконец, начинает оживать экономика в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, что может стимулировать переток части катарских поставок в этом направлении.
«Думаю, мы сейчас ниже дна», – комментирует ситуацию заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его словам, цены в Европе давно не отражают даже операционные затраты поставщиков газа, включая добывающих газ внутри ЕС.
Предпочтительным направлением движения котировок будет «вверх». Сейчас предложение газа от большинства поставщиков сокращается. По мнению Алексея Гривача, на Катар будет оказано давление, чтобы государство тоже внесло вклад в стабилизацию рынка. Тем более, что спотовые цены, которые установились в мае на рынках северо-западной Европы и АТР, не устраивают даже такого экспортера как Катар.
Что же касается отрицательной цены, то на спотовом рынке такого явления быть не может. Даже в разгар «апрельского инцидента», когда фьючерсы на WTI находились на пике падения, реальная WTI продолжала продаваться за вполне реальные деньги.