20 июля признанный иноагентом ФБК объявил о закрытии. Причиной этому послужил проигранный Алексеем Навальным суд с компанией «Московский школьник», которую глава «Фонда борьбы с коррупцией» ранее пытался связать с предпринимателем из Петербурга Евгением Пригожиным. Иск был подан по делу о клевете из-за видеоролика, ранее выложенного на одном из YouTube-каналов Навального.
Объявляя о закрытии ФБК, блогер не забыл отметить, что уже в срочном порядке начал регистрацию другого юрлица, чтобы продолжить дальнейшую деятельность. Кроме того, Навальный призвал своих немногочисленных подписчиков переоформить донаты на новый счет, чтобы его организация не теряла деньги.
По всей вероятности, все это делается для того, чтобы не исполнять решение суда, согласно которому ФБК, Навальный и его протеже Любовь Соболь обязаны выплатить 88 миллионов рублей организации «Московский школьник» и вместе с тем удалить клеветнические видео со всех своих информационных ресурсов.
Напомним, разбирательство началось из-за видеоролика, в котором одна из бывших сотрудниц «МШ» Наталья Шилова рассказала о вымышленных антисанитарных условиях на предприятии. Особый резонанс вызвала новость про «умытаз», в котором сотрудники предприятия якобы мыли продукты. Однако взятая в качестве иллюстрации фотография оказалась фальшивкой, и ее можно без труда найти на первых страницах интернет-поисковика.
Позднее Шилова призналась, что распространяла ложную информацию с подачи Любови Соболь, которая пообещала Наталье крупные деньги, если та прочитает нужный текст по бумажке. Само собой, согласившись на авантюру Соболь и сделав все, как ее попросили, Шилова никаких денег не получила, сообщала «Комсомольская правда».
Желая защитить свою репутацию, руководители «Московского школьника» подали иск на ФБК, Навального и Соболь и с легкостью выиграли суд.
Примечательно, что даже закрытие ФБК не спасет Навального от уплаты долгов по судебному иску, и рано или поздно ему придется возместить ущерб в полном объеме. В ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» говорится, что любая НКО не может закрыться, если имеет какие-либо задолженности. «Фонд борьбы с коррупцией» может пройти процедуру ликвидации лишь при условии, если «Московский школьник» простит «долг», но этого ожидать от компании не стоит.