Китай не улучшит отношений с Европейским союзом и не удержит союз от более резкого курса, однако ЕС не удастся склонить Китай к реализации прошлогодних обязательств. Шансы на завершение инвестиционных переговоров тоже малы. Об этом говорится в аналитическом материале «Перспективы отношений Китай-ЕС во второй половине 2020 года» Юстины Шчудлик, эксперта Польского института международных дел.
В тексте отмечается, что несмотря на разницу позиций членов союза, в последнее время налицо сходство подходов относительно Китая. В июне 2020 года Германия анонсировала ужесточение курса на период немецкого председательства, хоть и внутренние дебаты в этом государстве все еще демонстрирует отсутствие консенсуса в отношении Китайской Народной Республики. Также союзнические страны Центральной Европы, участники формата 17+1 все больше демонстрируют осторожность в отношении Китая. После полученного негативного опыта – дезинформации, отсутствия прогресса в экономических вопросах, нарушения международного права (например, в контексте ситуации в Гонконге) — ЕС осознал, что все труднее будет сотрудничать с КНР. Поэтому, европейская позиция будет сохраняться.
«Китай, особенно ввиду конфронтационной политики Дональда Трампа, будет стараться не допустить достижение консенсуса в ЕС, относительно ужесточения политики. Можно ожидать консилиационного подхода, например посредством декларативного признания принципа взаимности ЕС, но без конкретных уступок. КНР и дальше будет воспринимать ЕС как политически слабую организацию и ждать результатов президентских выборов в США. Это политика Вашингтона в отношении Китая будет определять отношение властей КНР к ЕС», говорится в статье.
Автор пишет, что в этой ситуации важно, чтобы ЕС сконцентрировался на введении широкого каталога инструментов, защищающего собственный рынок. Для усиления политических позиций можно рассмотреть возможность укрепления позиции не только в экономических вопросах, но и в сфере прав человека и глобальных проблем. Хорошим началом является последний саммит и твердая позиция ЕС относительно вышеуказанных тем и продолжающиеся работы над общим подходом в нормативно-правовых вопросах, например, введение для КНР ограничений ( на уровне ЕС и стран-членов), импульсом для которых является закон о безопасности Гонконга.