— Что происходит на свете? – А просто бардак. Так, слегка перефразируя известного поэта, можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию в мире, в котором все более и более перестают соблюдаться писанные и неписанные законы свободного рынка и недалек тот день, когда самым актуальным станет лозунг «спасайся, кто может и как может». Не нужно иметь семи пядей во лбу, а нужно лишь иметь мужество прислушаться к здравому смыслу, дабы увидеть и признать – старый мир рушится – рушится мировая экономическая система и система представлений о мире, породившая эту систему. Вы можете быть убежденным сторонником левой идеи, правой идеи, капитализма, коммунизма, но если вы не являетесь принципиальным противником здравого смысла, то как иначе вы станете интерпретировать все происходящее в США, между США и всем остальным миром, в первую очередь Китаем и Евросоюзом нежели, чем борьба за выживание, причем на уровне «Боливар не выдержит двоих»? А там, где экономическая и политическая смерть конкурента является единственно приемлемым исходом противостояния, там словеса о продолжении какого-либо партнерства в рамках существующей системы есть лишь прикрытие намерения любыми способами обобрать до нитки бывшего своего партнера. А коли так, то, стало быть, данной системе пришел конец и грядет какая-то иная. И тот, кто поймет это быстрее остальных, будет обладать конкурентным преимуществом – «предупрежден – значит вооружен».
Что мы наблюдаем внутри Соединенных Штатов? Демократы ведут откровенную войну на уничтожение своего никакого уже не конкурента — с конкурентом можно договориться, — а непримиримого врага – республиканского президента Трампа. Напрашивается вопрос, — а что так? Сто пятьдесят лет демократы совместно с республиканцами жили-не тужили, что называется, решали вопросы к взаимному удовольствию, а тут вдруг такая взаимная ненависть? – Можно, конечно, удовлетвориться тем сложным объяснением, что одни за более светлые идеи, а другие за более темные идеи, и на этой почве между ними возникли неразрешимые противоречия. Однако, если смотреть на вещи просто и приземленно, собственно так, как до того всегда и было свойственно американскому истеблишменту, то причина войны настолько убедительна, насколько банальна – источники дохода между собой не поделили. Естественный вопрос, — всегда делили, а нынче до такой степени кого-то жадность одолела, что делиться не хочется? – Испокон веков ключевым свойством американской элиты был прагматизм, если следовать которому, то договориться всегда дешевле, чем воевать. Гражданская война, в холодном варианте уже накрывшая США, есть самый дорогостоящий способ решения проблемы доступа к экономическому ресурсу из всех возможных, и если уж демократы на нее пошли, значит другого выхода для них уже не существовало. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что дележ стал уже просто невозможен, ибо кормовая база к настоящему времени сузилась настолько, что хватит ее только одному – тому, кто победит.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Достаточно очевидно, что и демократы, и Трамп – не сами по себе. За первыми стоит глобальный, в первую очередь, финансовый капитал, за вторым – национально ориентированный бизнес, принципиальное отличие между которыми в том, что для глобалистов рынок США – точно такой же, как и все остальные в мире, тогда как националисты кровно заинтересованы в процветании исключительно рынка собственной страны. Соответственно, общество раскололось на тех, чье благополучие связано с глобалистами-финансистами, и тех, чей доход напрямую зависит от самочувствия сугубо американской экономики. Отсюда приверженность демократов так называемым общечеловеческим ценностям, которые есть идеологическая основа, обеспечивающая доминирование глобализма, и приверженность сторонников Трампа ценностям национального государства. Почему же американское общество именно сейчас оказалось столь жестоко расколото на эти две примерно очерченные враждующие группы?
Элементарное экономическое знание гласит, что никакое капиталистическое предприятие без прибыли существовать не может, а чтобы получать таковую, необходима непрерывная продажа производимых товаров и услуг, в свою очередь требующая наличие постоянного платежеспособного покупателя. Последние десятилетия такого покупателя в США создавали посредством предоставления ему бесконечных дешевых кредитов, вследствие чего дело дошло уже до того, что вопрос возращения долгов не просто под большим, а под очень большим вопросом. Спрос можно также поддерживать постоянным увеличением количества потребителей вне США, то есть расширением мировых рынков сбыта, однако к настоящему моменту этот ресурс исчерпан, т.к. все рынки уже задействованы. При этом из-за хронического недостатка прибыли для поддержания привычного уровня жизни населения Соединенные Штаты вынуждены тратить больше, чем зарабатывают — каждый год настоящее поколение берет в долг у будущих, печатая несколько триллионов долларов, необеспеченных материальными активами.
Ситуация в США складывается такая, что борьба за скудеющие источники прибыли приобрела характер схватки за колодцы воды в пустыне. Идет борьба за выживание, где «горе побежденным», и центры принятия решений обеих сторон прекрасно это понимают. Поэтому и те, и другие идут ва-банк. Глобальный капитал, не имея иных средств борьбы, ради достижения победы над дьяволом в лице замещающего его на Земле Трампа, выпустил джина из бутылки – обеспечил выход на сцену американской политики в качестве ударной силы, рассчитывая сделать ее могильщиком Трампа, своего собственного потенциального могильщика – общественную силу, движимую идеями социальной справедливости. Организаторы полагают использовать ее, а затем обуздать и выбросить, но сколько история знает случаев, подобных данному! Невольно напрашивается аналогия с нашей февральской революцией, когда правящий класс ради своекорыстного интереса привел в движение народные массы, этот самый класс благополучно отправившие в преисподнюю.
Трампу тоже «не до жиру, быть бы живу». Не от хорошей жизни он объявляет экономическую и политическую войну всему миру, действуя по принципу «кто не со мной, тот против меня». Понимая всю проблематичность одновременного прямого противостояния с Китаем и Россией и непрямого со многими другими странами, Трамп идет на огромный риск, ибо поступи он иначе, американская гегемония окажется подорванной, что тут же приведет к отказу от доллара как мировой валюты, а это немедленный и безоговорочный крах американской экономики.
Временный успех что демократам, что Трампу может сопутствовать, но стратегически они обречены, потому что и те, и другие живут прошлым. Мечта демократов – вернуться во времена Обамы. Трамп по сути призывает вернуться в пятидесятые годы – повторить золотой век Америки, прямо провозглашая «Сделаем снова Америку великой». Весь же исторический опыт говорит за то, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», и тот, кто, не постигая суть проблем, в построении будущего руководствуется идеями прошлого, терпит поражение.
При изжившей себя старой системе новая народится рано или поздно. Ключевое здесь – рано или поздно. Если есть центр, способный эффективно руководить общественными процессами, то переход страны от одной системы к другой случается достаточно быстро. Так, например, при всей катастрофичности перехода от Российской империи к Советской России партия большевиков сумела за три года установить новую систему власти. Когда же общество к новому движется в потемках, то процесс трансформации приобретает характер смуты. В США не просматривается силы, обладающей стратегическим видением, способной встать над сиюминутным, дать обществу удовлетворяющий его образ будущего и понятные пути достижения этого будущего. Судя по всему, в Соединенных Штатах началась смута, и их ожидают многие годы перехода из старого состояния в новое.
Мировой экономический кризис и связанное с ним неизбежное изменение правил игры и Россию, встроенную в старую систему, ставит перед необходимостью изменяться. Пытаться созидать в русле идей умирающего глобального капитализма – все равно что пустить процесс на самотек, а это сродни самоубийству. В отличии от Соединенных Штатов, самих себя погрузивших в состояние идеологической зашоренности, Россия и Китай вдобавок к опыту свободного рынка имеют в своем арсенале средств преобразования действительности опыт строительства социализма. Собственно, именно творческим осмыслением коммунистической идеи современный Китай в значительной мере обязан своему процветанию. Россия достаточно близко подошла к тому, чтобы системно на научном уровне начать осмысливать свое советское прошлое, что равнозначно началу разработки теории социализма, так и не созданной во времена СССР. России чрезвычайно важно в меняющейся на глазах реальности не плыть по волнам истории, что сейчас происходит с Соединенными Штатами, а используя в качестве компаса собственную вновь созданную идеологию, историю созидать.
Олег Носкович, кандидат физико-математических наук