Тема реанимации расчленяющего Османскую империю Севрского мирного договора (1920 г) все чаще стала обсуждаться в связи с активизацией курдского движения и возникновения конфликтов на Ближнем Востоке. По Севрскому договору курдам предоставлялась широкая автономия.
Армения также решила присоединиться к этому обсуждению и могла бы сделать это вполне успешно, но договор этот не определял границы Армении, а отсылал к решению, которое в последствии было принято США. Вудро Вильсон позднее начертил армяно-турецкую границу, однако его арбитражное решение не было ратифицировано даже Конгрессом США.
Сам договор позднее был отменен Лозаннским соглашением, которое подписывало уже правительство Мустафы Кемаля Ататюрка.
В турецкой историографии факт подписания Севрского документа не преувеличивается, но считается одним из темных дней в истории страны. Этот эпизод хорошо описан в фильме «Моя родина – это ты» (Vatanim Sensin), когда на следующий день после подписания договора в газетах вышла заметка:
«Вчера был черный день для нашего народа. Вчера послы стамбульского правительства, которые были отправлены в Париж, подписали Сервский договор. По этому договору запад Эгейского региона включая Эдирне и Кыркларели, Фракия — отходят Греции.
Джейхан, Антеп, Урфа, Мардин и Джихра — Франции. Вся западная Анатолия, кроме Измира — отходит Италии. Граница между Турцией и Арменией — такие города как Ван, Битлис, Трапезунд — будет определена Соединенными Штатами Америки. А в курдских областях на востоке от Евфрата будет местное самоуправление».
Очевидно, что на тот момент Турция была просто вынуждена была подписать такое соглашение, однако дальнейшие победы правительства Кемаля укрепили позиции правительства результатом чего и стало Лозаннское соглашение, которое отменило Севрское расчленение страны. Почему-то сегодня армянские официальные лица по-разному ставят под сомнение факт отмены документа.
Договор этот никогда не был в официальной внешнеполитической повестке Армении. Более того, МИД страны еще десять лет назад заявил, что оснований для его реанимации нет, а если кто-то и укажет на его .юридическую силу, то это возможно станет темой для обсуждения. Помимо этого, Армения неоднократно говорила, что не имеет территориальных претензий к Турции и требует от нее лишь признания Геноцида армян. Теперь же, внешнеполитическая повестка Армении пополнилась «севрскими претензиями», такими же риторическими, как и ожидания от Турции признать Геноцид.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Только зачем Армении Ван, Битлис и Трабзон, если она пока не в состоянии переварить армяно-населенный Нагорный Карабах. Чего уж говорить о курдском населении исторических армянских территорий.