• 19.11.2024 15:20

    Интересы Турции в Ливии — имперские порывы и нефть: взрыватель и бомба

    Египет может праздновать победу: соглашение между Турцией, Катаром и правительством в Триполи о создании морской базы в ливийском города Мисрата, находящегося на побережье Средиземного моря, фактически означает признание египетской красной линии.

    Каир, вместе с Россией, Францией и ОАЭ поддерживает контролирующую восточную часть страны армию Халифа Хафтара, которая еще недавно осаждала Триполи, резиденцию признанного ООН Правительства национального согласия (ПНС).  Сильная военная поддержка Турции, при участии нескольких тысяч наемников из Сирии, позволило силам ПНС преодолеть осаду и двинуться на запад, а далее на восток, побеждая войска Хафтара.

    Президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси заявил, что если силы ПНС пересекут красную линию от Сирта  на побережье до воздушной базы  Аль-Джуфра в глубине страны,  то он вышлет на помощь Хафтару египетские войска.

    Для Анкары он – смертельный враг, с момента как сверг поддерживаемого ею, избранного демократическим путем президента-исламиста Мухаммеда Мурси,  который  в прошлом году умер в заключении. Но Анкара считает слишком рискованной открытую конфронтацию с Египтом, отсюда и решение о Мисрате. Только вот это для Египта пиррова победа.  Постоянное присутствие турецкого воздушного военного флота не только поддержит власти ПНС на запад от красной лини, но может еще и создать условия для нового наступления, а тогда присутствие вражеских сил на западной границе Египта может стать реальностью. Турция не простит Каиру не только судьбу Мурси, но и поддержку Греции в фундаментальном споре за права на месторождения газа на дне Средиземного моря. Правительство в Триполи не хотело, потому что турецкие военные объекты имеют склонность оставаться независимо от воли хозяина. База в Бамарни в северном Ираке существует с 1997 года, хотя правительство в Багдаде многократно требовало ее вывода…

    Мисрата для Анкары не лучшая локализация, поскольку судьба войны изменчива, а победа ПНС зыбка.  Военно-воздушную базу в Магрибе Турция, однако, должна иметь, чтобы вести ливийскую гражданскую войну и удерживать Египет под угрозой, а Алжир, Тунис или даже члена ЕС Мальту Турции не удалось склонить к согласию на это. Оставалось правительство в Триполи, которое, как и правительство оккупированной Турцией части Кипра, все меньше вмешивается даже в свои внутренние вопросы, и все чаще прислушивается к Анкаре.  Но на Кипре хоть турки живут, которым приятнее исполнять приказы, издаваемы на турецком, нежели по-гречески.  В Ливии у Турции нет соотечественников, только интересы: имперские порывы и нефть, то есть взрыватель и бомба.  

    .

    . .

    Источник

    Автор: beron