В центре Москвы, в одном из дворов района Замоскворечье уже который год подряд спиливаются деревья без согласия, а чаще и вопреки желанию жильцов. По словам жителей домов, вокруг которых спиливаются вполне здоровые деревья, деревья начали уничтожаться в частости после смены главы управы района «Замоскворечья». Эту должность с 2017 года занимает Наталья Романова.
Сотрудники управы района «Замоскворечья» работают уже по накатанному сценарию. Без соответствующего уведомления заинтересованных лиц приступают к спилу дерева. Недовольным жителям они объясняют, что дерево либо сухостой, либо гнилое. В любом случае, они позиционируют себя спасителями населения, которые вовремя принимают превентивные меры и убирают аварийные деревья. Справедливости ради надо отметить, что порубочные листы у них имеются, только вот у жителей района есть сомнения на счет достоверности сведений, указанных в порубочном листе. Заказать собственную дендрологическую экспертизу довольно дорого – около 40 тысяч рублей за выезд и по 2,5 тысячи рублей за каждое дерево.
Еще один момент, который заставляет усомниться в искренности администрации не только района, но и города, которые то и дело говорят о программах озеленения. На порубочных листах четко написано, что высадка новых деревьев на месте спиленных не планируется.
Днем 4 сентября в одном из дворов района Замоскворечья вновь начался спил деревьев. Высокая ива, растущая на детской площадке, абсолютно зеленая с пышной кроной за несколько минут пала жертвой администрации, в том числе дендрологов, выдавших заключение, который и лег в основу порубочного листа. Спил обычно они проводят в дневное время, в будние дни. В этот период вероятность, того, что возмущённые жители будут пытаться остановить порубку, естественно, меньше, чем в выходной день. Руководит этими работами в районе Замоскворечье Ольга Гервас, которая всегда идет на конфликт с жителями и на все у нее всегда один ответ: «У меня порубочный билет».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сотрудники «Жилищника» показывают на сгнившую часть у основания дерева и говорят, что принимают превентивные меры, чтобы однажды это дерево случайно не упало на машину или человека. А если жители хотят сохранить дерево, которое подлежит спилу, то по словам заместителя руководителя по благоустройству, главного садовника ГБУ «Жилищник» района Замоскворечье Татьяна Сиволобовой, следует написать заявление, в котором жители берут на себя ответственность в случае падении дерева, при повреждении имущества граждан или ущерба здоровью.
Та же Татьяна Сиволобова в беседе с жителями двора проинформировала, что на месте спиленных деревьев ничего нового сажать не планируется. «Это аварийный спил. По порубочному билету ничего сажать не панируется. Дальше вы пишете заявление на озеленение и по программе «миллион деревьев» будет осуществлена посадка», — сказала она.
Сам «Жилищник» тоже в рамках благоустройства может осуществить посадку деревьев, но пандемия помещала планам и в этом году деревья не были посажены. Евгений Сычев, житель одного из домов, во дворе которого 4 сентября в очередной раз спиливали дерево сказал, что на место спиленных якобы высаживаются так называемые крупномеры, но это на самом деле не крупномеры а просто палки.
Разрешить ситуацию с массовым спилом частично здоровых, а иногда и вовсе здоровых деревьев удастся лишь тогда, когда у руководства хотя бы на уровне районов изменится «плиточное» мышление, когда клумбы с редкой растительностью не будут заменять газоны на тротуарах. Через три года в Москве состоятся выборы мэра. От зеленой политики Сергея Собянина во многом будет зависеть: останется ли он «хозяином» столицы еще на пять лет. Хочется надеяться, что руководство города кода-нибудь поймет, что зеленая Москва – это не только парк Зарядье, но и ухоженные дворы с большими деревьями, за здоровьем которых следят, а не только ходят и ищут повода срубить.