В минувшую среду состоялся т.н. «Brexit summit», который презентовался как «решающий», типа » быть или не быть». На деле шумная вечеринка Европейского совета оказалась пустой тратой времени.
Тереза Мэй сразу заявила, что и не собирается предлагать что-либо новое, чем сильно разочаровала многих лидеров ЕС. И это было только начало. Действительно наслаждаться событиями прошедшей недели могли только брюссельские рестораторы.
Ветеранам саммита этот бесконечный сериал из бесполезных и утомительных встреч по проблеме выхода Британии из Евросоюза устрашающе напоминает пляски вокруг греческого кризиса – о перипетиях которого пишутся практически идентичные истории каждую неделю вот уже в течение четырех лет.
То же самое и с Брекзитом. Дубы растут быстрее, чем продвигаются переговоры по выходу Британии из ЕС.
Полезный урок: политика саммитов больше не работает. В минувшее десятилетие Европе крайне редко везло с лидерами. Большинство из них были слабыми и крайне подверженными влиянию общественного мнения.
В 2012 и 2013 гг. страны еврозоны, особенно северные европейцы, никак не могли понять: как это возможно, что греческое правительство не может у себя, в Греции, адаптировать антикризисные соглашения, которые так мучительно были согласованы в Брюсселе? Ведь если соглашение достигнуто на саммите, то оно должно выполняться, не так ли?
Не так. И то же самое чувство бессвязности возникает при виде абсолютно противоположных по смыслу маневров Британии в Брюсселе и дома по поводу Брекзита.
ЕС-27 и спецкоманда Еврокомиссии под руководством Мишеля Барнье могут сколько угодно фокусироваться на вопросе о границе с Ирландией, но факт состоит в следующем: неважно сможет ли Т.Мэй найти компромисс по ирландскому вопросу – этому современному эквиваленту проблемы Шлезвиг-Гольштейна – и продавить его в Брюсселе. Это ничего не даст, если она не сможет получить поддержку у себя дома.
А ее способность провести такое соглашение через британский парламент выглядит крайне неубедительно. Ее министры знают это и поэтому пытаются обеспечить голосование по принципу «или «за» — или никак», чтобы удержать парламентариев от голосования против, что приведет к отставке правительства Мэй и, вероятно, к новым выборам.
Скорее всего, большинством в Палате общин будет руководствоваться приоритетом сохранения Британии в таможенном союзе ЕС. К сожалению для Мэй, ни она, ни ее Консервативная партия не переживут это.
В период между 2009 и 2015 гг. Греция пережила пять выборов и четырех премьер-министров . Каковы ставки на то, что Британия побьет этот сомнительный рекорд к 2021 году?