Украине угрожает полномасштабная война с Россией, заявил президент Украины Петр Порошенко, ссылаясь на данные разведки о концентрации российской военной техники близ границы. В России это заявление Порошенко и введение в стране военного положения связывают с предстоящими выборами. Эксперт комментирует ситуацию.
Об угрозе войны с Россией Порошенко говорил в интервью сразу трем украинским телеканалам. Пресс-служба президента приводит его слова о ситуации и о необходимости для украинской армии обеспечить отпор в случае масштабного наземного вторжения. Этой угрозой Порошенко объяснял и необходимость введения военного положения в стране.
П.Порошенко в Раде / 112.ua
«Количество подразделений, которые были передислоцированы вдоль нашей границы, причем по всей длине, кардинально возросло. Позиция относительно возможных учений никак это увеличение не оправдывает», — цитирует заявление украинского лидера информационное агентство РБК.
Российские политики пока отреагировали на это сдержанно. По мнению Юрия Швыткина, заместителя руководителя комитета Госдумы по обороне, действия Порошенко в настоящее время призваны отвлечь внимание украинцев от предвыборной кампании. «Введение военного положения, на его взгляд, может позволить перенести выборы и мобилизовать часть радикального электората. Но украинский народ в подавляющем большинстве понимает, что они стали заложниками», — заявил Швыткин в интервью телеканалу RT.
Напомним, поводом для обострения отношений России и Украины в данном случае стали события 25 ноября, когда украинские военные корабли , по сообщению ФСБ России, пересекли государственную границу России, войдя вовремя на закрытую акваторию или не реагируя на требование Пограничников. Корабли были обстреляны (шестеро из 24 моряков пострадали), задержаны и доставлены в Керчь. Раненым оказана помощь. В то же время суд арестовал задержанных моряков.
Мичман ВМС Украины. Фото: ПГ / Александр Мащенко
Между тем президент Украины Петр Порошенко принял решение ввести в стране военное положение, и Верховная Рада поддержала его. Решение вступило в силу, а армия была приведена в полную боевую готовность. Именно тогда в России особенно активно стало обсуждаться предположение, что это мера могла быть принята для того, чтобы повлиять на предстоящие выборы президента. Не исключалась даже, что выборы перенесут с весны 2019 года на осень. Однако Верховная Рада утвердила дату проведения президентских выборов 31 марта 2019 года.
В то же время на территории самой Украины не все воспринимают случившееся однозначно. По мнению бывшего руководителя службы внешней разведки Украины, генерала армии Николая Маломужа, украинские власти подставили моряков, так как другого варианта развития событий в случае захода кораблей на территорию, которое контролируется Россией, не было. «Мы имеем тот факт, что действительно подставили наших моряков», — сказал в интервью украинскому изданию Politeka Маломуж.
О том, насколько серьезна ситуация и действительно ли существует угроза, о которой говорил украинский президент, а также о том, как и почему может развиваться ситуация, с «Полит.ру» поговорил Павел Данилин, шеф-редактор сайта «Кремль.орг», колумнист в интернет-газете «ВЗГЛЯД.РУ».
Павел Данилин
«Что касается риска полномасштабной войны, то я бы не рассматривал заявление о нем как угрозу, да и вообще эту ситуацию как угрозу. Дело в том, что никакая полномасштабная война украинским властям не нужна – им нужно говорить об этой угрозе, но отнюдь не сталкиваться с ней. То есть нагнетание напряженности, рассказы о российской агрессии – это все составные части украинского политического бизнеса. А что-то из этого в реальности означало бы потерю всех возможностей к созданию политических гешефтов.
Таким образом, заявления могут быть сколь угодно резкими, но угроза войны от этого реальной не становится. Угроза провокаций, однако, присутствует. И вот эта угроза, как мы убедились в ходе Керченского инцидента, очень высока.
Безответственность украинского руководства, помноженная на некомпетентность специальных служб (а мы понимаем, что это была провокация именно спецслужб Украины, поскольку на борту украинских военных кораблей находились представители СБУ, и они как раз и были инициаторами всех незаконных действий украинских ВМС), очень огорчительна. Все это говорит о деградации Украины как государства и в целом соответствует казусу Бабченко – тому, что мы уже наблюдали, когда якобы кто-то застрелил Бабченко, а потом он тут же воскрес, а все случившееся объявили спецопераций.
Сейчас мы видели ровно такую же спецоперацию. У наблюдателей при этом возникает вопрос: зачем она нужна? Они не понимают, для чего это делается. Но надо отдавать себе отчет, что все это совершается исключительно ситуативно в интересах украинского руководства. Россия даже не была субъектом провокации – она была лишь объектом, который использовали для того, чтобы решить свои внутриполитические проблемы.
Киев. Покрышки перед воротами / tvc.ru
Это неприятно. Но мне кажется, что понимание этого фактора присутствует и у европейцев – иначе их заявления были бы куда более жесткими. А пока только не вполне адекватные люди в Канаде и в Польше начали что-то говорить о том, что мы якобы совершаем агрессивные действия. Остальным понятно, что наши действия абсолютно законны, а провокаторами являлись как раз украинские ВМС.
Есть ли основания ожидать новых провокаций? Украина входит в период избирательной кампании, и чем ближе выборы, тем больше вероятность ужесточения провокаций, ужесточения риторики, ужесточения поступков; тем выше вероятность совершенно безответственных действий, отчаянных шагов, спровоцированных теми или иными данными социологических служб о падении рейтинга действующей власти», — сказал Павел Данилин.
В противоположность этой позиции Виктор Мироненко, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН, в беседе с «Полит.ру» высказал мнение о пугающем сходстве нынешней ситуации с ситуацией накануне Второй мировой. Он не исключил при определенных условиях развития конфликта вплоть до возникновения новой войны, в которую могли бы быть вовлечены многие страны
Источник
Автор: Павел Данилин