Не удивлюсь, если в эти дни на страничке RealDonaldTrump в Твиттере появится сообщение примерно такого содержания:
«У меня сложились очень хорошие отношения с Путиным, но иногда он меня шокирует и даже обижает. В перерыве между заседаниями пошел в туалет. Выхожу из кабинки, застегивая ширинку, а навстречу мне русский президент. Я как вежливый человек, естественно, протянул ему руку, но он, ехидно улыбнувшись, лишь кивнул головой и прошел мимо. Нельзя так поступать с друзьями!»
Небожителям, как известно, ничто человеческое не чуждо. И, к сожалению, даже должность президента страны, считающей себя единственной супердержавой мира, автоматически не означает, что тот, кто ее занимает, по определению являет собой образец интеллекта, воспитанности и образованности. Трамп возвел истинно американское качество плевать на общепринятые правила приличия и дипломатии на новый, доселе недостижимый уровень.
На прошедшей неделе мир увидел его, как говорят американцы, at his best, что означает по-русски – во всей красе. К тому, что он ведет себя зачастую как юная неврастеничка перед первым свиданием, в принципе, человечество уже привыкло. Насколько к такому вообще можно привыкнуть. Его «твиттеро-матия» войдет во все учебники истории современности. Но в эти дни он умудрился побить все собственные рекорды.
После инцидента в Керченском проливе Трамп порадовал всех проблеском сознания, заявив, что, несмотря ни на что, сейчас «прекрасное время» для планировавшихся во время встречи лидеров G20 в Буэнос-Айресе личных переговоров с президентом Путиным. То, что такая встреча должна состояться, подтвердил и его помощник по национальной безопасности Болтон. Было назначено и время, и место. Но затем в заявлениях Трампа появились нотки сомнения, и он сообщил журналистам, что примет окончательное решение после того, как получит доклад от своих аналитиков о том, что все же произошло в Азовском море.
Правда, со стороны могло показаться, что не все еще потеряно, потому как в ответ на провокационные выкрики журналистов, не пора ли отказаться от встречи с российским президентом, он ответил чисто по-еврейски вопросом на вопрос: «А Украина предупреждала Россию о проходе своих военных кораблей?».
Рано радовались! Не знаю, что за аналитики работают в Вашингтоне, но им понадобилось несколько дней, чтобы подготовить тот самый доклад, которого так ждал их Верховный Главнокомандующий. На самом деле даже любому начинающему журналисту вряд ли нужно более получаса, чтобы получить объективную картину случившегося, и какие двусторонние или международные конвенции нарушила та или иная сторона. Или, наоборот, не нарушала.
В итоге, как сообщил сам же Трамп, он сможет ознакомиться с выводами своих экспертов уже на борту самолета по дороге в Буэнос-Айрес. Сделал он это или нет – все же чтение нудных докладов не барское дело – неизвестно, но известно, что окончательное решение отменить встречу он принял действительно в полете после совещания со своими ближайшими советниками, а по совместительству самыми жесткими «ястребами» в администрации. После чего и появилось тот самый пост на страничке Трампа в Твиттере. Может быть, у современной молодежи и принято уведомлять друга друга об отмене свиданий с помощью СМС или в Твиттере, но лидерам великих держав подобным заниматься явно не пристало.
После того, как первый шок прошел, и, перечитав сообщение Трампа, нельзя было не обратить внимания на тот факт, что он обошелся без истерических выкриков и обвинений в адрес России. А лишь скорбно посетовал на то, что Россия до сих пор не вернула арестованных украинских моряков и суда обратно туда, откуда они пришли (отмечу в скобках, что в таком же тоне было выдержано и заявление руководителей «большой семерки», которые перед встречей в Буэнос-Айресе успели провести собственную тусовку).
То есть иными словами, и Трамп, и его бывшие союзники, по сути дела, признали, что никакого нарушения российской стороной международных правил поведения на море не было. А был законный ответ на незаконные действия и нарушения государственной границы. Что же касается того, что моряки и суда не были сразу возвращены, то опять же хочется ответить вопросом на вопрос: а чтобы США или любая европейская страна сделала с нарушителями государственной границы? Отправила первым классом обратно на родину, да еще дала с собой продуктовый набор? Что-то я, однако, «сумлеваюсь»! Иными словами, без вины виноватая! Просто какая-то басня Крылова на новый лад:
«Ах, в чем я виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, Россия!
Ты виновата тем, что хочется мне кушать» —
И встречу отменю, хоть не пророк я, не мессия
Реакция внутри России на очередную выходку американского президента была неоднозначной. Одни, сгоряча, высказались в духе «Да пошел он…», а далее, цитируя вновь мою любимую советскую кинокомедию «Брильянтовая рука», следовала «непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений». Впрочем, как единодушно отметили иностранные обозреватели, официальный ответ российской стороны был спокойным и даже несколько ироничным. С чем не могу не согласиться.
Еще три года назад в своей книге «Ноев ковчег – реальная история (Безумные сны нормального человека)» я написал, что Соединенные Штаты сейчас явно серьезно больны, политическая и партийная система страны находится в глубоком кризисе, что особенно наглядно продемонстрировали прошлые президентские выборы. Поэтому в ближайшие годы человечеству от них следует ждать много неприятностей. Американская политическая элита никак не может смириться с тем, что время их лидерства в мире уже прошло, и продолжает делать вид, что США по-прежнему являются самыми сильными и мощными! Увы, но это уже не так.
Но, пока не придет здравое осознание этого, всем остальным странам придется потерпеть. С Америкой надо сейчас вести себя мягко и спокойно, как с душевно больным! Окрики и резкие движения могут только спровоцировать их на новые агрессивные действия.
Вполне очевидно, то Трамп отказался от встречи с Путиным не из-за «керчинского инцидента», а именно из-за явно затянувшегося осеннего обострения антироссийской шизофрении в Вашингтоне, которое вступает в новую, еще более тяжелую болезненную фазу после промежуточных выборов в конгресс и завоевания демократами большинства в палате представителей. Порошенко вольно или невольно лишь дал ему причину для отказа от встречи. Трампу сейчас меньше всего нужны новые поводы для того, чтобы на него опять спустили всех собак.
Но на фоне этой печальной картины встает и другой вопрос: а была ли вообще в таких условиях нужна эта встреча, и могла ли она быть продуктивной. Понятно, что от переговоров лидеров двух волею истории оказавшихся в центре современного мироустройства государства ждут конкретных результатов. А их по определению не могло быть. Ведь не откажется же после этого Трамп от планов выхода из договора о ракетах средней и меньшей дальности, а Путин не повинится перед всем честным миром за то, что обидел украинских моряков, которые просто хотели полюбоваться красотами российских берегов в Азовском море.
Так о чем тогда разговаривать? О погоде, красоте аргентинок-бразильянок или футболе? Или просто встретиться, чтобы потом Трамп мог написать в Твиттере, что он вел себя «очень жестко» с российским президентом? Чем бы ни закончилась эта встреча, с точки зрении внутренней оппозиции, Трамп был бы по-любому в чем то, да виноват. А, скорее всего, его обвинили бы в слабости, в том, что он не смог «дожать» Путина и добиться нужных для США результатов. Так что он тоже в какой-то степени без вины виноватый. «Презумпция невиновности» нынче не в моде.
Такая встреча в духе «первого знакомства» уже состоялась летом в Хельсинки, но, к величайшему сожалению, ни к чему хорошему не привела. Более того, все действия американской стороны пока ведут только к дальнейшему ухудшению российско-американских отношений. В результате они упали до такого низкого уровня, которого не было даже в самый разгар «холодной войны» прошлого столетия.
Конечно, встречи лидеров разных стран нужны, но не ради протокольного рукопожатия, а для достижения конкретных результатов. Но США сейчас не готовы к конкретике в силу сложившейся внутри страны нездоровой внутриполитической ситуации. Так что приходится просто спокойно ждать, пока они переболеют, а, между тем, продолжать общаться, искать компромиссы и договоренности с теми, кто к ним готов.
А заодно решать вопросы, не привлекая к этому США, причем в тех областях, которые они традиционно относили к сфере своих национальных интересов. Может, это поскорее приведет их в чувство и вернет к реальности.
…Один из высокопоставленных американских чиновников заявил на днях, что Россия должна одуматься и перестать вести себя вызывающе, если не хочет оказаться в изоляции. Но, судя по видеорепортажам из зала заседания «большой двадцатки», что-то не было заметно никакой изоляции Путина. Напротив, он был, что называется, нарасхват и легко, я бы даже сказал, неформально, общался с другими участниками заседания. А вот Трамп с мрачным выражением лица одиноко сидел в своем кресле, и что-то никакой очереди к нему на поклон не было видно. Он даже отказался от прощальной пресс-конференции по итогам встречи.
Если честно, то мне даже стало его немного жаль. Все-таки президент, все-таки действительно великой державы…