ФСБ РФ назвала главной целью действий Украины в районе Керченского пролива Крымский мост. Спецслужба уверена, что военнослужащие Украины хотели дестабилизировать работу моста.
Первый заместитель руководителя департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России вице-адмирал Алексей Вольский заявил: «Не вызывает сомнения, что главным провокационным нападкам подвергалось строительство и начало эксплуатации моста через Керченский пролив». По словам военного, из Украины неоднократно звучали призывы «уничтожить Крымский мост».
Все это побудило пограничников увеличить количество кораблей в проблемном районе и усилить проверки судов, проходящих через канал.
«В первую очередь это было связано с предупреждением провокации, провокационной акции, которая могла быть осуществлена судами ВМС Украины как в отношении Крымского моста, так и в отношении безопасности мореплавания в Керчь-Еникальском канале», — отметил вице-адмирал. Вольский пояснил, что большое скопление кораблей в данном случае становится опасным, так как неизвестно, какие грузы они везут, и «всякое отклонение от тех правил, которые являются обязательными для всех судов, могут привезти к авариям, происшествиям и техногенным катастрофам».
В ФСБ рассказали, что украинская сторона активизировалась в районе пролива еще в августе. Там напомнили, что подобные попытки проникнуть на территорию Крыма украинских диверсионно-террористических групп произошли 6 и 7 августа 2016 года, а потом члены диверсионных групп из Украины задерживались в Крыму 10 ноября 2016 года и 15 августа 2017 года.
«Следующий виток провокаций и нагнетания напряженности в Азовском море начался в августе текущего года, когда со стороны кораблей и катеров Госпогранслужбы Украины в радиоэфире регулярно стали звучать заявления о применении ими оружия на поражение в случае приближения к ним российских кораблей и катеров на дистанцию менее 20 кабельтовых (3,5 км)», — поведал Вольский.
Буквально 24 октября произошла, по его словам, очередная попытка провокации, когда бронекатеры ВМС Украины сопровождали в Керченский пролив судно под флагом Болгарии, шедшее из Мариуполя. «В ходе сопровождения неоднократно в эфире звучала угроза применения оружия в отношении российских пограничных кораблей и демонстрировалось приведение в боевую готовность артиллерийских установок», — отметил вице-адмирал.
Описывая инцидент 25 ноября, Вольский подчеркнул, что при подходе украинских кораблей к государственной границе РФ вечером 24 ноября их проинформировали о правилах прохода по каналу. До этого никаких проблем на данном этапе не возникало. Однако 24 ноября от экипажей судов Украины был получен ответ, что пересечение границы РФ и проход через Керченский пролив не планируется, а ночью 25 ноября командир «Бердянска» в ответ на новое предупреждение о закрытии канала заявил, что имеет право на свободу судоходства. Моряк сослался на Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, но, как объяснил Вольский, чтобы достичь акватории, на которую распространяется этот документ, кораблям ВМС Украины необходимо было пересечь государственную границу РФ, пройти через российское территориальное море, зайти во внутренние воды РФ, пройти по ним около трех морских миль и зайти в Керченский пролив.
«В 8:35 (25 октября) экипажи российских пограничных кораблей зафиксировали приведение кораблей ВМС Украины в боевую готовность. Украинцами были расчехлены артиллерийские установки и стволы подняты на угол 45 градусов и направлены в сторону российских кораблей и катеров, провоцируя российских моряков на ответные действия», — продолжил рассказ вице-адмирал. В это время возле Керченского пролива ожидали прохода 166 гражданских судов, в связи с чем действия украинских моряков посчитали опасными. В 18:30 блокированные корабли ВМС Украины начали движение на прорыв из района блокирования, и для их остановки применили оружие.
Начальник Следственного управления ФСБ Михаил Шишов сообщил, что задержанным морякам украинских судов предоставлено право на услуги переводчика, но этим правом воспользовался только один из задержанных. 10 задержанных воспользовались правом на один телефонный звонок. Ко всем обвиняемым обеспечен допуск консулов посольства Украины.
Раненым морякам сейчас оказывают медпомощь: «Характер полученных ранений свидетельствует, что повреждения получены от осколков разрушившейся обшивки корпуса. Пулевых ранений у них нет. Это ранения, связанные с разрушившимся корпусом катера».
По словам Шишова, эти моряки не могут считаться военнопленными, так как Украина и Россия не находятся в состоянии военного конфликта или войны. Всем 24 задержанным предъявлено обвинение в незаконном пресечении государственной границы Российской Федерации, совершенном организованной группой по ч. 3 ст. 322 УК.