9 декабря (27 ноября) 1842 года родился князь Петр Кропоткин, революционер, теоретик анархизма и ученый-географ.
Личное дело
Петр Алексеевич Кропоткин (1842 – 1921) родился в Москве. Его отец, князь Алексей Петрович, был генерал-майором, владел в трех губерниях имениями с более чем тысячей крепостных. Два года Петр Кропоткин проучился в Первой московской гимназии, а в 1857 году его отправили в Петербург, где ему предстояло шесть лет учиться в Пажеском корпусе. Учился он хорошо, был одним из первых учеников по всем предметам, но независимый нрав его проявился уже в раннем возрасте. Пару раз он попадал в карцер за дерзость.
Помимо учебной программы Петр Кропоткин много занимался самостоятельно. За время учебы он прочитал множество книг по истории, философии, географии, зоологии и другим дисциплинам. Кропоткин стремился применять свои знания на практике. Например, во время летних каникул, проведенных в имении отца, он составил статистико-экономическое описание местной ярмарки.
В 1862 году Кропоткин с отличием заканчивает Пажеский корпус. Он мог выбирать любой гвардейский полк, однако просится на службу в Амурское казачье войско. «Я читал об этом Миссисипи Дальнего Востока, о горах, прерываемых рекой, о субтропической растительности по Уссури; я восхищался рисунками, приложенными к уссурийскому путешествию Маака. Кроме того, я думал, что Сибирь — бесконечное поле для применения тех реформ, которые выработаны или задуманы. Там, вероятно, работников мало, и я легко найду широкое поприще для настоящей деятельности».
В сентябре 1862 года Кропоткин приезжает в Иркутск. Он становится адъютантом начальника штаба Забайкальской области Болеслава Кукеля. Поскольку Кукель в то время совмещал военную должность с постом губернатора Забайкальской области, Кропоткин работал с ним также и в гражданской администрации. Он участвовал в комиссиях по подготовке реформ тюрем и систем ссылки, а также работал над составлением проекта городского самоуправления. На следующий год Кропоткин совершил первое путешествие. Ежегодно по Амуру и Шилке шел сплав барж, груженных главным образом мукой и солью для нужд новых поселений. Одну из партий этих барж возглавил Кропоткин. Сплав длился с июня по сентябрь. Кропоткин во время остановок знакомился с жизнью русских крестьян на Дальнем Востоке.
В 1864 году была новая экспедиция – по Маньчжурии. Поскольку часть маршрута проходила по территории Китая, Кропоткин вынужден был скрыть свой статус и ехать под видом русского купца. За время пути он сделал географическую съемку обширной местности, пересек хребет Большой Хинган, открыл потухшие вулканы в горах Ильхурри-Алинь. В последующие два года Кропоткин совершает еще несколько исследовательских плаваний и пеших путешествий по Амуру, Уссури и Сунгари, Саянским горам и Забайкалью. Особое внимание в своих исследованиях Кропоткин уделял геологии. Он открыл ряд местностей с древними вулканам, следы оледенений.
В 1867 году, после жестокого подавления властями восстания польских каторжан, Петр Кропоткин подал в отставку. Тогда же расстался с военной службой его брат Александр Кропоткин. В начале осени Петр Кропоткин и его брат со всей семьей переехали в Петербург. Тогда же Петр поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и одновременно на гражданскую службу в статистический комитет Министерства внутренних дел, которым руководил крупный ученый-географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский.
В 1868 году Кропоткин был избран членом Русского географического общества и награжден золотой медалью за отчет об Олекминско-Витемской экспедиции. В течение последующих нескольких лет Кропоткин завоевывает большой авторитет своими работами в области физической географии и геологии.
В 1872 году Кропоткин получил разрешение на поездку за границу. В Бельгии и Швейцарии он встретился с представителями российских и европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Первого Интернационала, объединявшую анархистов. Их лидером был Михаил Бакунин.
По возвращению в Россию Кропоткин стал членом наиболее значительной из ранних народнических организаций – Большого общества пропаганды, известного как кружок «чайковцев» (по имени руководителя – Николая Чайковского). Вместе с другими членами кружка он вел революционную агитацию среди рабочих Петербурга, был одним из инициаторов «хождения в народ».
В отличие от «нечаевцев», делавших ставку на террористическую борьбу, «чайковцы» считали необходимым моральную подготовку общества к социальным изменениям. Когда и правящие, и угнетенные классы поймут, каким может быть иное устройство общества, станет возможным, как считали «чайковцы», бескровное изменение социального строя. В Кропоткине открылся талант лектора. Его выступления вызывали интерес рабочих, были им близки и понятны. Но деятельность «чайковцев» вызвала преследования со стороны властей. Среди слушателей оказались шпионы, начались аресты членов кружка. 21 марта 1874 года 31-летний Петр Кропоткин сделал доклад в Географическом обществе о ледниковой эпохе. На следующий день он был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключен в Петропавловскую крепость.
Условия тюремного заключения подорвали здоровье Кропоткина. С признаками цинги, уже почти неспособный ходить, он был переведен в тюремный госпиталь. В госпитале здоровье его улучшилось. Кропоткину разрешили гулять в госпитальном дворе, ворота которого не закрывались, хотя и охранялись часовым. Тогда возникла идея побега. По плану Кропоткина, в назначенное время, совпадающее с часом его прогулки, у открытых ворот госпиталя должен был находиться экипаж. Кто-то из участников предприятия подает ему сигнал, он сбрасывает тюремный халат, кидается к воротам и, рискуя лишь быть застреленным часовым, вскакивает в пролетку. Побег был удачно совершен 30 июля 1876 года.
Вскоре Кропоткин покинул Российскую империю. Жизнь в изгнании продолжалась 40 лет, до февральской революции 1917 года. Сначала он прибыл в Великобританию, где находился недолго. Революционные интересы звали его в Швейцарию, и, как только это стало возможным, он выехал из Лондона. В Швейцарии Петр Алексеевич поселился в небольшом городе Ла-Шо-де-Фон. 18 марта 1877 года, в шестую годовщину Парижской Коммуны, вместе с другими членами Юрской федерации принял участие в демонстрации, состоявшейся в Берне. В сентябре он участвовал в двух конгрессах анархистов в Бельгии: 6 — 8 сентября в Вервье, 9 — 15 сентября в Генте, где бельгийская полиция попыталась арестовать его. Однако ему удалось благополучно скрыться и добраться до Лондона. Оттуда Кропоткин отправился в Париж, где встречался с французскими социалистами. Потом он снова вернулся в Швейцарию, поселившись в Женеве. В 1878 году, в 36 лет, Петр Алексеевич женился на Софье Григорьевне Ананьевой-Рабинович, приехавшей учиться в Швейцарию из Томска. Вскоре после женитьбы они переехали из Женевы в Кларанс.
Петр Кропоткин
В 1881 году швейцарское правительство, по настоянию России, предписало Кропоткину, как опасному революционеру, покинуть пределы страны. Он переехал во Францию. 22 декабря 1882 года Кропоткин вместе с лионскими анархистами был арестован полицией по обвинению в организации взрывов в Лионе. В январе 1883 года в Лионе состоялся суд. Обвинение в терроризме не подтвердилось, но под давлением правительства Российской империи Петр Алексеевич был приговорен к пятилетнему тюремному заключению по обвинению «за принадлежность к Интернационалу», которого к тому времени уже не существовало. За год тюремного заключения состояние его здоровья ухудшилось: мучили боли в боку, цинга и малярия. Но благодаря стараниям жены Кропоткина, заботившейся о нем в течение всего срока заключения, условия содержания вскоре улучшились, появилась возможность работать. Кропоткин начал готовить книгу о состоянии тюрем России и Франции. В середине января 1886 г., благодаря протестам левых депутатов и целого ряда общественных деятелей, Кропоткин получил свободу. Весной 1886 он вместе с семьей переселился в Великобританию.
За годы эмиграции Кропоткин написал свои основные исторические и политические труды: «Речи бунтовщика», «В русских и французских тюрьмах», «Хлеб и воля», «Современная наука и анархия», «Взаимная помощь, как фактор эволюции», «Записки революционера», «Великая французская революция. 1789 – 1793», «Современная наука и анархия».
В июне 1917 года Петр Кропоткин вернулся в Россию. Он приветствовал Февральскую революцию, а вот идею большевиков добиться поражения России в войне с Германией, чтобы в результате захватить власть, Кропоткин категорически отвергал. Он приводил пример революционной Франции, где, когда страна терпела поражение от Германии, к власти в итоге пришел диктатор Наполеон. Он отказывался вступать в какую-либо партию или занимать государственную должность, хотя Керенский предлагал ему даже пост министра. Во время Октябрьской революции Кропоткин жил в Москве, а потом из-за нехватки продовольствия перебрался в подмосковный Дмитров. В 1918 — 1920 годах Кропоткин трижды встречался с Лениным. Он обращался к нему с резкой критикой красного террора. Идею же диктатуры одной партии он сравнивал с восстановлением самодержавия. В ночь с 7 на 8 февраля 1921 года Петр Кропоткин умер в Дмитрове от воспаления легких.
Чем знаменит
Идеалом Кропоткина было общество, где категорически бы исключалось насилие в любой форме, и где свободная личность могла обладать правом выбора. С этим связано и отрицание государства как института, угнетающего личность. Анархическое общество, в представлении Кропоткина, — это ассоциация равных, для которых нет надобности ни в какой власти, ни в каком насилии. Свободная кооперация, вольные союзы, основанные на взаимной помощи и солидарности, создадут не только новую жизнь, но жизнь красивую и свободную, где всякая тенденция к однообразию и централизации будет устранена, а частная инициатива будет поощряема. Но для этого необходимо этическое изменение в сознании людей. Кропоткин писал: «Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесет с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали».
О чем надо знать
Кропоткину принадлежит ряд выдающихся работ в различных областях физической географии. Например, он выдвинул гипотезу, что к северу от Новой Земли должен существовать другой архипелаг. «На это, — писал Кропоткин, — указывали неподвижное состояние льда на северо-запад от Новой Земли, камни и грязь, находимые на плавающих здесь ледяных полях, и некоторые другие мелкие признаки. Кроме того, если бы такая земля не существовала, то холодное течение, несущееся на запад от Берингова пролива к Гренландии… непременно достигло бы Нордкапа и покрыло бы берега Лапландии льдом точно так, как это мы видим на крайнем севере Гренландии». Доклад Кропоткина показался Русскому географическому Обществу весьма убедительным. Общество предложило ему возглавить полярную экспедицию. Но министерство финансов отказалось финансировать экспедицию. А два года спустя земля, существование которой предсказал Кропоткин, была открыта австрийскими путешественниками Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом и названа ими Землей Франца-Иосифа.
Летом 1871 года Кропоткин отправился в научно-исследовательскую поездку по Финляндии и Швеции. Там он изучал следы древних оледенений. В то время теория о периодическом наступлении ледников только формировались, а популярной была так называемая «теория плавающих льдин», согласно которой валуны и другие отложения были занесены плавучими льдами во время наступления моря на материк. В труде «Исследование о ледниковом периоде» Кропоткин воссоздал картину древнего оледенения, условия образования материкового льда, выяснил причину и границы его движения. Он показал, как мощный ледник, спускаясь со стороны Скандинавии, наступал на Европейскую Россию, видоизменяя рельеф ее поверхности. В этой работе Кропоткин ввел в научный обиход термин «вечная мерзлота».
Прямая речь
«Годы, которые я провел в Сибири, научили меня многому, чему я вряд ли мог бы научиться в другом месте. Я быстро понял, что для народа решительно невозможно сделать ничего полезного при помощи административной машины. С этой иллюзией я распростился навсегда. Затем я стал понимать не только людей и человеческий характер, но также скрытые пружины общественной жизни. Я ясно сознал созидательную работу неведомых масс, о которой редко упоминается в книгах, и понял значение этой построительной работы в росте общества. Я видел, например, как духоборы переселялись на Амур, видел, сколько выгод давала им их полукоммунистическая жизнь и как удивительно устроились они там, где другие переселенцы терпели неудачу, и это научило меня многому, чему бы я не мог научиться из книг. Я жил так же среди бродячих инородцев и видел, какой сложный общественный строй выработали они, помимо всякого влияния цивилизации. Эти факты помогли мне впоследствии понять то, что я узнавал из чтения по антропологии». П. Кропоткин
«Если б даже диктатура партии была подходящим средством, чтобы нанести удар капиталистическому строю (в чем я сильно сомневаюсь), то для создания нового социалистического строя она безусловно вредна. Нужно, необходимо местное строительство, местными силами, а его нет… совершаются самые грубые ошибки, за которые приходится расплачиваться тысячами жизней и разорением целых округов». Из письма Кропоткина Ленину
«Кропоткин был всегда завален работой: писал для разных учёных органов, переводил для наших ежемесячных журналов с иностранных языков, которых знал множество; но более всего времени отнимали у него, кроме издаваемого им французского листка, частые выступления на анархических собраниях. Он считался выдающимся оратором. Действительно, Кропоткин обладал всеми качествами, необходимыми для влияния на массы: привлекательной внешностью, страстностью, пламенностью, хорошим голосом и дикцией. По всесторонности развития он, несомненно, стоял значительно выше всех тогдашних последователей Бакунина, не исключая и Реклю… Решительно все, как русские, так и иностранцы, относились к нему с большим уважением и симпатией». Л. Г. Дейч
10 фактов о Петре Кропоткине
- От скуки в карцере Пажеского корпуса Кропоткин научился лаять и выть по-собачьи. «Это, казалось бы, совершенно бесполезное занятие впоследствии имело практическое значение. Когда я плавал по Амуру в почтовой лодке, то ночью мое уменье лаять по-собачьи оказывало нам большую пользу. Часто, плывя в темноте в безлунные ночи по реке, мы с трудом различали очертания берегов и не знали, где находятся селения. И всякий раз, когда нужно было пристать к берегу, мой товарищ, командир почтовой лодки, серьезно говорил мне: «Петр Алексеевич, будь так добр, полай немножко». Я не заставлял себя просить, и мой звонкий лай тотчас же разносился по широкой реке. Через несколько минут на мой лай отзывались собаки из селений на берегу, и мы могли тогда легко ориентироваться и приставали к берегу».
- Когда во время путешествия по Маньчжурии Кропоткин выдавал себя за купца, ему помог опыт игры в любительском иркутском театре. Там ставили пьесы Островского, и Петр Кропоткин играл молодых купцов. Выступая на сцене, он освоил характерные купеческие манеры (например, пить чай из блюдечка).
- В 1866 году Кропоткин должен был открыть прямой путь из Забайкалья на Витимские и Олекминские золотые прииски. Проход через ряды горных хребтов пытались найти уже несколько лет. Кропоткин решил пойти не с юга на север, как его предшественники, а с севера на юг. Он доплыл по Лене до приисков, затем проехал Олекминским приискам. Оттуда за три месяца его экспедиция, которую вел проводник-якут, смогла вернуться в Забайкалье.
- В 1867 году совместно с инженером Зотиковым Петр Кропоткин создал и испытал сейсмометр.
- Уйдя с военной службы и поступив в университет, Кропоткин некоторое время зарабатывал на жизнь переводами и написанием «научных фельетонов» (то есть научно-популярных статей) для газеты «Петербургские ведомости».
- Осенью 1871 года Кропоткин получил телеграмму из Географического общества: «Совет просит Вас принять должность генерального секретаря Общества». Кропоткин ответил: «Душевно благодарю, но должность принять не могу». В воспоминаниях Кропоткин объяснял этот поступок: «Наука великое дело. Я знал радости, доставляемые ею, и ценил их, быть может, даже больше, чем многие мои собратья… Но какое право имел я на все эти высшие радости, когда вокруг меня гнетущая нищета и мучительная борьба за черствый кусок хлеба?».
- Известность Кропоткина как ученого была столь велика, что после ареста ему, по личному распоряжению Александра II, были предоставлены перо, бумага и возможность работать в Петропавловской крепости, где им был написан труд «Исследования о ледниковом периоде».
- Петр Кропоткин и Софья Ананьева-Рабинович решили, что их брак будет «свободным союзом на три года с возможным продлением». В итоге супруги не расставались до конца жизни, более сорока лет.
- Вернувшись в Россию в 1917 году, Кропоткин был разочарован встречей с российскими анархистами, «грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу принцип вседозволенности».
- Дочь Кропоткина Александра стала прототипом Анастасии Леонидовой – героини романа Сомерсета Моэма «Эшенден, или Британский агент».
Материалы о Петре Кропоткине
Статья о Петре Кропоткине в русской Википедии
Петр Кропоткин в проекте «Хронос»