Большая пресс-конференция Владимира Путина — традиционный и давно сложившийся формат общения главы государства с профессиональным сообществом журналистов. Если с «Прямой линией» в Кремле еще экспериментируют, внося иногда в трансляции что-то новое, то пресс-конференция, по всей видимости, всех устраивает.
Как обычно, значительная часть вопросов и ответов, в принципе, было предугадано заранее — и правда, сложно себе представить, что нового президент может ответить на вопросы, которые ему уже много раз задавались. Не стоит, наверное, обращать внимания и на ответы, которые, просто в силу должности, Владимир Путин обязан давать в успокаивающем тоне — например, про хождение доллара в стране. Так что интереснее всего отследить реакцию президента на более или менее актуальные темы.
Так, например, Путин с интересной точки зрения ответил на вопрос о повышении НДС. По словам президента, повышение ставки связано с необходимостью удержать показатель ненефтегазовых доходов — то есть правительство хочет быть готовым к резкому снижение цены на нефть.
Пресс-конференция В. Путина, декабрь 2018 / АГН «Москва» / фото: Киселев Сергей
Для многих важно подчеркнуто уважительные слова, которые президент сказал о кандидатах от оппозиции, которые во время осенней кампании стали губернаторами. «Это же не первый случай, когда побеждают кандидаты от оппозиционных партий, и они работают нормально. Президент не состоит ни в каких партиях, и для меня самое важное — чтобы люди чувствовали, что их жизнь меняется к лучшему. Будем всячески помогать любому избранному руководителю региона», — заверил Путин.
Очевидно, что президент в курсе «мусорной проблемы», которую создает Москва и другие крупные города. Путин пообещал, что будет выстроена «целая индустрия переработки». «Надо, чтобы заводы были качественные и эффективные, чтобы не экономили на фильтрах. Мы должны построить до 2024 года 200 перерабатывающих заводов. Не знаю, хватит ли этого, но хотя бы это мы должны сделать», — сказал глава государства.
Пресс-конференция В. Путина, декабрь 2018 / АГН «Москва» / фото: Иванко Игорь
Наверное важно, что президент не просто в курсе церковного конфликта на Украине, но и готов высказываться на эту тему. «То, что сейчас происходит в православии, уму непостижимо. Вмешательство государства в жизнь церкви — такого не было со времен Советского Союза. Создали раскольническую церковь Стамбульского прихода. УПЦ МП была полностью независимая, они делали все самостоятельно, в том числе избирали иерархов, связь была только духовная, на проповедях вспоминали патриарха. Это делается в преддверии предвыборной кампании и для дальнейшего разрыва между русским и украинским народами. Боюсь, что за этим начнется передел собственности, он может приобрести тяжелый, даже кровавый характер», — сказал Путин.
Стоит отметить, что Владимир Путин похвалил усилия Дмитрия Козака по заморозке цен на бензин — хотя, учитывая рост цен для корпоративных клиентов АЗС, все может быть не так однозначно, как кажется. «У нас повысились цены на бензин в связи с ростом цен на нефть на мировых рынках, но правительство тут же начало принимать меры по сдерживанию цен на бензин и даже по их снижению. Мне кажется, это вещь очевидная: хуже или лучше, но это происходит, договоренность [с топливными компаниями] достигнута. Хоть это в ручном управлении, но, в общем, это сработало. И правительство не допустит никаких скачков цен на нефть в следующем году», — сказал Путин.
Пресс-конференция В. Путина, декабрь 2018 / kremlin.ru
Интересно, что Владимир Путин в курсе даже проблем жилищного строительства, вернее — темы «дольщиков». «Это никогда не закончится, если мы не наведем здесь порядок и не перейдем к цивилизованным способам жилищного строительства. Мы должны обязательно прекратить вот эту практику привлечения денег граждан, связанную с недобросовестным расходованием этих денег. Деньги изымаются, и вообще ничего не получают, ни денег, ни жилья. Мы должны прекратить эту практику, даже если это приведет к некоторому снижению объемов строительства. А те люди, которые уже попали в трудную ситуацию, им нужно помочь, и не нужно закрывать глаза на масштаб этой проблемы. В реальности проблема острее, чем она показана в документах».
И, как и пложено в конце, о спорте. Выяснилось, что Владимир Путин не отвергает того факта, что российские спортсмены принимали допинг. «Мы сами виноваты в той ситуации, которая создалась, применение допинга-то было. Другое дело, нам пытаются навязать тезис о том, что это было на государственном уровне. Но мы же должны заботиться не только о результатах, но и о здоровье наших спортсменов. Мы не на должном уровне обеспечили работу по борьбе с допингом. Сейчас мы проделали большую работу. Должны стремиться к тому, чтобы это было нулевое применение. Надеюсь, что элемент политизации в этой сфере будет полностью изжит», — сказал глава государства.