Помимо происхождения волхвов толкователям пришлось отвечать еще на несколько вопросов. Например, сколько волхвов пришло к Марии и Иисусу? Хотя мы привыкли на изображениях поклонения волхвов видеть троих странников, Матфей нигде не упоминает их количество. На ранних христианских изображениях волхвов могло быть не только трое, но и двое, и четверо, и шестеро и даже восемь. А вот в «Хронике» Михаила Сирийца, составленной в XI веке, говорится, что волхвов было двенадцать человек, и даже перечисляются их имена: Дахнадур сын Артабана, Ваштаф сын Гудпира, Аршак сын Махдуга, Зерванд сын Варудуда, Аривах сын Хосрова, Артахшишт сын Хамита (или Холита), Эштанбузан сын Шишравана, Махдук сын Хавахма, Ахширеш сын Кахбана, Карданах сын Баладана, Мардук сын Била и Пир-Шабхур. Сопровождала их многочисленная свита.
«Поклонение волхвов» Джентиле да Фабиано, темпера на деревянной панели, фрагмент, 1423.
Первым уверенно сказал, что волхвов было трое, Ориген, исходивший из логичного предположения: раз было преподнесено три дара, то и дарителей должно быть трое. Постепенно этого мнения стали придерживаться все комментаторы, как и того, что трое волхвов были царями. Позднее против этого будет резко высказываться Мартин Лютер: «Но самое нелепое ухищрение папистов на эту тему заключается в том, что эти люди были царями … Вне всякого сомнения, они были одурачены праведным судом Божьим, чтобы все могли смеяться над [их] грубым невежеством».
Имена Каспар, Мельхиор и Бальтасар появляются у волхвов не раньше IX века. Этимологии всех трех имен неясны. Засвидетельствовано немало альтернативных вариантов, например, Патисар или Вифисария вместо Бальтасар, Яспас вместо Каспар. Имя Каспара (Гаспара) иногда связывают с семитским словом gazbar, означающим «казначей, хранитель сокровищ». По другой версии, это имя происходит от имени Гондофара I, основателя Индо-Парфянского царства, правившего с 19 по 46 год. Согласно апокрифическим «Деяниям Фомы», апостол Фома встретился с этим царем. Столицей Гондофара был город Таксила на территории современного пакистанского города Равалпинди, а имя этого царя сохранилось, возможно, в названии афганского города Кандагар. В сирийском христианстве в качестве имен волхвов выступали Ларвандад, Гушнасаф и Хормизд, а эфиопском – Хор, Карсудан и Басанатер.
Поклонение волхвов на «Ларце Фрэнкса». Резьба по китовой грудной кости. Англия VIII век. Британский музей
Постепенно складывается традиция, согласно которой трое волхвов представляли потомков трех сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета, то есть символизировали все земное человечество. Имелись и другие варианты, например, Балтасара называли царем Аравии, Мельхиора – Персии, а Гаспара – Индии. С XII века в северной Европе Бальтасара начинают изображать чернокожим, к XV веку этот вариант получает широкое распространение. По еще одной традиции, Каспара изображают старцем, Мельхиора – человеком средних лет, а Бальтасара – юношей. Иногда даже указывают, что им 60, 40 и 20 лет соответственно. Правда, в некоторых случаях стариком становится не Каспар, а Мельхиор.
Мастер Венского поклонения «Поклонение волхвов», около 1410 года, Музей изящных искусств в Будапеште
Мастер Франке «Поклонение волхвов», около 1424 года, Кунстхалле, Гамбург
Герард Давид «Поклонение волхвов» около 1515 года, Национальная галерея в Лондоне
Согласно средневековым преданиям, волхвы, вернувшиеся после поклонения на родину, были позднее крещены апостолом Фомой. Возникали предположения, что где-то в глубинах Азии есть христианские общины, основателями которых стали волхвы. Легендарного пресвитера Иоанна, якобы правившего обширным христианским царством на далеком Востоке, называли прямым потомком одного из волхвов. Христианство действительно не было редкостью в Центральной Азии благодаря усилиям миссионеров Несторианской церкви, общины которой распространились от Вавилона до Китая. Например, в 1007 году в несторианство перешел хан кереитов со всем своим народом. Армянский полководец, дипломат и историк Смбат Спарапет (1208 – 1276), побывавший при дворе великого хана в Каракоруме в 1247–1250 и в 1254 годах, писал королю Кипра Генриху де Лузиньяну и его жене (своей сестре) о «стране Гасрат и Гангат, которая является землей, откуда вышли три царя, чтобы приветствовать Иисуса Христа, и все народы этой страны – христиане» (перевод А. Г. Галстяна). Возможно, имеется в виду страна тангутов, известная также как Западная Ся, завоеванная Чингисханом. В их стране действительно многие жители были несторианами.
Мощи трех волхвов были обретены в Персии святой Еленой и доставлены в Константинополь. В В 314 году византийский император Констант даровал саркофаг с этими реликвиями миланскому епископу Евсторгию. Император Фридрих Барбаросса, захвативший и разоривший Милан в 1162 году, велел перенести мощи волхвов в Кельн, что было сделано двумя годами спустя. В Кельне они находятся до сих пор. А когда в XIII веке Европе стали угрожать воинства монголов, некоторые авторы объявили волхвов монголами, и стали писать, что нынешние монголы хотят похоронить тела своих предков, хранящиеся в Кельнском соборе.
Служба в Кельнском соборе. В центре — реликварий с мощами волхвов.
Правда, Марко Поло имел особое мнение относительно того, где погребены волхвы. В своей книге о поместил подробный рассказ о них:
«Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. Здесь они и похоронены в трех больших, прекрасных гробницах. Над каждой могилой квадратное здание, и все три одинаковы и содержатся хорошо. Тела волхвов совсем целы, с волосами и бородами. Одного волхва звали Белтазаром [Балтазаром], другого Гаспаром, третьего Мельхиором. Марко спрашивал у многих жителей города, кто были эти волхвы. Никто ничего не знал, и только рассказывали ему, что были они царями и похоронили их тут в старые годы. Но вот еще что узнал он все-таки: впереди, в трех днях пути, есть крепость Кала Атаперистан, а по-французски «крепость огнепоклонников», и это правда, тамошние жители молятся огню, и вот почему почитают они огонь: в старину, говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну; хотелось им узнать, кто этот пророк: Бог ли, царь земной, или врач. Если он возьмет злато, говорили они, то это царь земной, если ливан, – то Бог, а если смирну, – то врач. Пришли они в то место, где родился младенец; пошел посмотреть на него самый младший волхв и видит, что младенец на него самого похож и годами, и лицом; вышел он оттуда и дивуется. После него пошел второй и увидел то же: ребенок и летами, и лицом такой же, как и он сам; вышел и он изумленный. Пошел потом третий, самый старший, и ему показалось то же самое, что и первым двум; вышел он и сильно задумался. Сошлись все трое вместе и порассказали друг другу, что видели; подивились, да и решили идти всем трем вместе. Пошли вместе и увидели младенца, каким он был на самом деле, а было ему не более тринадцати дней. Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. Пошли три царя в свою страну.
Проехали они немного дней, и захотелось им посмотреть, что дал им младенец; открыли они ящичек и видят, что там камень. Дивились они, что бы это значило. А младенец дал им камень в знамение того, чтобы вера их, которую они восприяли, была тверда, как камень. Как увидели три царя, что младенец принял все приношения, тут все и сказали, что он Бог, царь земной и врач. А младенец знал, что все трое одной веры, и дал он им камень в знамение того, чтобы были тверды и постоянны в своей вере. Взяли три царя тот камень да бросили его в колодезь, не понимали они, зачем он им был дан, и как только бросили они его в колодезь, с неба нисшел великий огонь прямо в кладезь, к тому месту, куда был камень брошен. Увидели цари то чудо и диву дались; жалко им стало, что бросили они тот камень; был в нем великий и хороший смысл. Взяли они тогда от этого огня и понесли в свою землю, поставили его в богатом, прекрасном храме. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему; этим огнем совершают они все жертвы и возжения. Если случится, что огонь тут потухнет, идут они к тем, кто держит тот же огонь и также молится ему; у них, из их церкви просят они огня и возжигают свой; возжигают только от того огня, о котором я вам рассказывал; иной раз, чтобы найти такой огонь, ходят по десяти дней. Так-то здешние люди молятся огню. Много людей рассказывало Марку Поло и об этом, и о замке, и все то правда. Один из трех волхвов, скажу еще, был из Савы, другой из Авы, а третий из того замка, где огню поклоняются» [перевод И. П. Минаева].
Как мы видим, Марко Поло предлагает не только свою версию происхождения и нахождения останков волхвов, но и оригинальное объяснение истоков зороастризма. Упомянутая Сава – это современный иранский город Саве примерно в сотне километров к юго-западу от Тегерана. Название Аве (Aveh) носят несколько населенных пунктов в Иране. Один из их находится недалеко от Саве, но это небольшая деревня. Есть более крупный город (более известен как Авадж), но он находится дальше. А под названием Кала-Атаперистан известны руины древней крепости в окрестностях Саве, где действительно был доисламский культовый центр.
Кала-Атаперистан на современной фотографии
Хотя ни восточные, ни западные христианские богословы всерьез не приняли версии о царском сане волхвов и их происхождении от сынов Ноя, представление о волхвах-царях широко распространилось в народном христианстве Европы. Поэтому день Богоявления (Эпифании) получил во многих странах название «Праздника трех царей». В этот день устраиваются красочные костюмированные шествия, а дети получают подарки. Часто дети сами одевались в костюмы волхвов и ходили по селению с песнями («Мы, три короля, мы все пришли с Востока. Чтобы преклониться перед Иисусом…»), а обитатели домов одаривали их.
Парад в день Трех королей в Мадриде (2018)
Наряженные королями дети во Фландрии (2010)
Во многих местах в ночь на Богоявление было принято жечь костры, «чтобы осветить путь волхвам». Часто полагалось, чтобы каждая семья принесла для костра немного дров. Этнографы считают, что этот обычай куда древнее христианства и восходит к языческим очистительным обрядам и культу плодородия. В некоторых селениях жители прыгали через такой костер, восклицая: «Приходи новый год! Приходи хлеб!», в других – вокруг костров водили хороводы. Иногда гадали: яркое пламя означало хороший урожай в наступившем году, если же костер гас или еле теплился, это считалось дурным знаком. Когда костер догорал, все стремились унести домой, в свой очаг, тлеющую головню. В Англии же хозяин зажигал от такого костра факел и обходил с ним свой земельный участок.
На Сицилии крестьяне верили, что в ночь на Богоявления в садах расцветают апельсиновые деревья. Якобы впервые это произошло, когда волхвы, в поисках Иисуса, пересекли Сицилию. Англичане не считали, что плодовые деревья вдруг расцветут зимой, но зато в Девоне и Сомерсете был обучай становиться вокруг лучшей яблони в саду, выпивать в честь нее по бокалу сидра и петь особую песню. А после праздничного ужина идти в хлев и там пить за здоровье домашних животных.
Праздник 6 декабря был традиционным поводом для шуток, веселья и розыгрышей. Вспомним, что именно в честь этого праздника была названа одна из самых веселых пьес Шекспира «Двенадцатая ночь» (Богоявление наступает через 12 дней после Рождества). Развлечения бывали разными. В Сомерсете, когда мужчины заканчивали пить сидр в яблоневом саду и шли домой, женщины запирали двери и отказывались их пустить, пока те не отгадают, что в данный момент жарится на вертеле. Отгадкой мог быть самый необычный предмет, например, старый башмак. Когда после долгих попыток мужчины справлялись с этим заданием, их пускали в дом, а отгадавшему дарили то, что было на вертеле.
Мадридские шутники еще в XIX веке любили в день Трех королей разыгрывать какого-нибудь наивного крестьянина, приехавшего в столицу из Галисии или Андалусии. Компания выходила ночью на улицу с запасом вина, огромным бутафорским телескопом и лестницей. Когда на встречу попадался подвыпивший в честь праздника крестьянин, молодежь объясняла ему, что нужно встретить королей первыми. Для этого один из компании забирался на лестницу, смотрел в телескоп и объявлял, что видит на горизонте три точки. Когда он спускался, все выпивали и шли в указанном им направлении. При этом тащить лестницу поручали простаку-крестьянину. Через некоторое время процессия останавливалась, и всё повторялось. В удачном случае процессия двигалась с остановками в течение нескольких часов. В конце концов городские власти запретили этот обычай.
В Германии было распространено поверье, что, если срезать прутик в день Трех царей и назвать его именем одного из них, он станет волшебным. Прутик, названный в честь Каспара, помогал найти золото, в честь Бальтасара – серебро, а в честь Мельхиора – воду.
Ряд легенд связан с дарами волхвов. Особенно всех интересовал вопрос, куда делось золото. Чаще всего говорили, что золото Иосиф и Мария потратили на путешествие в Египет, когда по велению ангела скрывались от царя Ирода. Но были и более оригинальные истории. Например, что золото украли двое воров, которые потом докатили в своей преступной деятельности до того, что их распяли рядом с Иисусом. Или что хранение золота доверили Иуде, но тот его присвоил. Про принесенную волхвами мирру говорили, что именно ею было помазано тело Иисуса перед погребением. Дары волхвов считаются одной из реликвий афонского Монастыря святого Павла. Золотой дворец с дарами был пожертвован в монастырь в XV веке Марой Бранкович, женой османского султана Мурада II.
Среди легенд о волхвах есть, например, такая, записанная у литовцев, поляков и белорусов. Когда волхвы шли со своими подарками, елка стояла и «горько плакала смоляными слезами», поскольку у нее ничего не было, чтобы подарить Иисусу. А Иисус, чтобы утешить ее, велел, чтобы каждый год на Рождество люди украшали елку.