Несколько представителей КПРФ провели у входа в московский офис компании «Русал» акцию в форме «встречи с депутатом» Валерием Рашкиным, где в очередной раз «разоблачили олигархат» и призвали «к национализации крупнейших предприятий». Организаторы митинга — а присутствие плакатов и флагов КПРФ позволяют квалифицировать это событие именно как митинг, притом, не согласованный с городскими властями — не скрывали, что это ответ на иск предпринимателя Олега Дерипаски о защите чести и достоинства к лидеру КПРФ Генадию Зюганову. Заседание Тверского суда Москвы, где будет рассматриваться этот иск, состоится уже 26 февраля.
Напомним, что поводом для грядущего судебного разбирательства стало январское выступление г-на Зюганова на заседании Госдумы, в ходе которого он назвал основанный Олегом Дерипаской бизнес, в частности, крупнейшую в мире алюминиевую компанию «Русал» — «аферой и преступлением». Очевидно, верхушка КПРФ и сама не ожидала, что эти дежурные разоблачения вообще еще кто-то замечает, настолько к ним все, кажется, привыкли. Поэтому реакция промышленника, словно за шкирку выдернувшего лидера КПРФ из информационного поля, где он уютно пребывал последние лет двадцать, в поле юридическое, где надо отвечать за свои слова, поначалу ввела Геннадия Зюганова в легкий ступор. Во всяком случае, комментируя журналистам перспективы будущего разбирательства, вождь выглядел откровенно растерянным.
Г. Зюганов / duma.gov.ru
Но, судя по всему, в последующие недели в рядах сторонников КПРФ была объявлена масштабная мобилизация. Возможно, она предусматривала и такие банальности как консультации с адвокатами, изучение законодательства и правоприменительной практики, выработку юридической позиции к будущему заседанию суда. Если такая работа в КПРФ и шла (или идет), то общественности о ней ничего не известно. Зато налицо привычная, даже можно сказать, «исторически привычная» для коммунистов практика угроз, давления и оголтелой пропаганды.
С самого начала Зюганов заявил, что «будет настаивать на создании комиссии по расследованию деятельности» Олега Дерипаски. А 13 февраля на лентах информационных агентств появилось сообщение о том, что «фракция КПРФ в Госдуме подготовила парламентский запрос в правительство РФ с просьбой о проведении внеочередной проверки финансовой деятельности Еn+, «РусАла» и «Евросибэнерго» в части полноты уплаты налогов данными компаниями за период 2014-2018 гг.»
Апофеозом же всей этой спланированной по лекалам «пиара-джиара из 90-х» пошлости, стало стояние у дверей штаб-квартиры «Русала». Причем, мероприятие поражало не столько «серпасто-молоткастой» формой, сколько содержанием: по словам очевидцев, уровень сюрреализма и дремучей некомпетентности в речах выступающих под красными флагами правдорубов заставлял думать, что все это происходит на съемочной площадке римейка «Собачьего сердца».
Митинг КПРФ у здания «Русал» / vk.com/moscowkprf
Так, бурными продолжительными аплодисментами встретили собравшиеся предложение выступавшего депутата Рашкина о том, что надо взять у Дерипаски 20 миллиардов рублей (почему-то именно 20), да и поделить их между рабочими заводов, сотрудниками правоохранительных органов, многодетными матерями и другими. Кроме того, в своей обличительной речи депутат Рашкин, обещал дать по морде, а также обрушился на империализм, поглядывая при этом на экран айфона последней модели (видимо, сверяясь с тезисами от старших товарищей). Хорошо еще, что в своем последней выступлении Валерий Федорович, инженер-механик по образованию, не стал как в прошлый раз уверять общественность в том, что алюминий добывают из российских недр и признал-таки, что его производят — из неких «глиноземных материалов».
Для полноты погружения не хватало только, чтобы кто-то из выступавших затянул «Суровые годы уходят…». Или хотя бы Интернационал. Впрочем, хоровое пение успешно заменили скандированием лозунгов о том, что нужно встать «плечом к плечу», чтобы «защитить вождя!» (это не преувеличение).
Казалось бы, к чему весь этот невротический треш, угрозы, мобилизационная истерика? Неужели Геннадию Зюганову сотоварищи, слухи об успешном бизнесе которых периодически появляются в прессе, так жалко миллиона рублей (на такую сумму подан иск). Нет, дело не в этом. А в том, что день 26 февраля неожиданно может стать для КПРФ точкой невозврата. Когда в ответ на аргументированную юридическую позицию красному вождю просто нечего будет предъявить, кроме надоевших сентенций о мировой закулисе, олигархах и ограбленном народе. Причем ограбленном за тридцать лет успешного заседания КПРФ в Госдуме и даже то ли сданной, то ли украденной победы на Президентских выборах в 1996 г.
Г.Зюганов с соратниками / vk.com/moscowkprf
Так что, как это ни странно звучит, но это не Дерипаска будет защищать свою репутацию в суде. Это товарищ Зюганов будет защищать свою репутацию. Точнее возможность для себя лично и своей партии продолжать безмятежное существование под прикрытием трескучей болтовни. Проще говоря, право на безответственность. Сможет ли КПРФ оставаться «больным человеком» российской политической системы, который вот уже тридцать лет ходит по России уже не как призрак коммунизма, а как живой труп, оставляя после себя как ошметки омертвевшей кожи только лозунги и заведомо нереализуемые популистские прожекты? Кажется, мы это скоро узнаем.