Несколько фактов о том, как русофобы легально действуют под защитой белорусских властей
Егор Свиридов
С начала года Белоруссию сотрясла серия скандалов, наглядно демонстрирующих безнаказанность местных русофобствующих националистов. Сначала в Интернет были вброшены видеозаписи нападений в минском метро и в автомобиле (предположительно, такси) за «российскую символику»: пассажир метро был атакован за ношение шапки-кубанки, а водитель автомобиля – за наличие Георгиевской ленточки в салоне.
Александр Лукашенко лично комментировал происходящее, сообщал о личностях фигурантов скандального видео, СМИ распространили интервью с одним из нападавших, однако правоохранительные органы Белоруссии нападавших «не установили». То есть создатели, распространители и фигуранты скандальных видеороликов не понесли никакой ответственности. Тем самым, власти недвусмысленно дали понять белорусской общественности, если кто чего еще не понял вдруг, на чьей они стороне.
Параллельно развивался скандал вокруг героизации чеченских террористов официально действующей в Белоруссии организацией с неприметным названием «Товарищество белорусского языка» («Таварыства беларускай мовы, ТБМ). На протяжении двух лет издание этой организации публиковало статьи, в которых отбеливался имидж международных террористов, оставивших свой кровавый след не только в Чечне и признанных особо опасными преступниками международными организациями, в том числе и теми, в которых состоит Белоруссия.
Однако издание «Новый Час» («Новы Час») издаётся до сих пор, главный редактор Оксана Колб – на свободе и не привлекалась даже к административной ответственности, автор публикаций – Николай Дедок – недавно был задержан и подвергся штрафу, но по другому поводу. Учредитель издания – ТБМ по факту пропаганды терроризма не получала никаких замечаний ни от Минюста, ни от Мининформации республики.
Руководитель ТБМ Елена Анисим не только не была привлечена хотя бы к административной ответственности, но была демонстративно допущена в пул наиболее приближённых к Александру Лукашенко экспертов во время недавнего почти 8-часового «Большого разговора с президентом». Не каждому из присутствовавших на этом мероприятии дали задать вопрос, но Анисим дали – целых два, и руководитель республики даже повода для сомнений не оставил: к пропагандистке русофобии и терроризма претензий нет.
«Более того, Анисим активно раздаёт интервью белорусским и зарубежным изданиям, даже не пытаясь приносить извинения за содеянное ею в качестве председателя организации. Наоборот, она распространяет новую русофобскую ложь, публично заявляя, что Россия желает лишить Белоруссию независимости, и что «эта угроза исходит от российского ФСБ».
Генпрокуратура, Следком и МВД Белоруссии бездействуют, и их поведение в сложившейся ситуации трудно воспринимать иначе как согласие с допустимостью открытой пропаганды терроризма и русофобии в другой части Союзного государства России и Белоруссии. Причём участвует в этой деятельности не какой-то обыватель, а член Палаты представителей Национального собрания Белоруссии, заявивший о готовности участвовать в президентских выборах и стать главой государства. Российские госорганы тоже никак не реагируют на происходящее», — пишет Максим Самойлов.
Оценивая происходящее в другой части Союзного государства и причины, по которым происходит «молчание ягнят» и бездействуют министр информации Александр Карлюкевич, генпрокурор Александр Конюк, министр внутренних дел Игорь Шуневич, председатель КГБ Валерий Вакульчик и другие представители властей Белоруссии, Сергей Артёменко приходит к выводу о том, что Елена Анисим нужна Александру Лукашенко как «бабушка для битья» во время фактически стартовавшей в 2018 году президентской кампании:
«Главное – уберечь Анисим для выхода на сцену. Поэтому и отмалчиваются Карлюкевич, Конюк и Шуневич, к которым публично обратилось СМИ, и от которых возмущённая общественность с января ждёт не только своевременного, но и членораздельного ответа, — пишет он. — Зря ждёт, потому что принято политическое решение, и Анисим за свою лживую и провокационную деятельность отвечать не будет».
Анисим не только не собирается отвечать за свою ложь, клевету и пропаганду терроризма в СМИ возглавляемой ею организации, но и сама угрожает блогерам судебной ответственностью. На днях белорусский блогер Евгений Володченко оставил на YouTube-канале «Крахмал» замечательное видео «Мне угрожал депутат белорусского парламента». Блогер вывел «палаточницу» на чистую воду, которую разболтал настолько, что она вспомнила публикацию в газете «Новы Час», которую якобы не читала и заявила, что публикации в прессе повлияли на её решение баллотироваться в президенты.
Хоть бы что-то оригинальное придумала, а то какие-то публикации в СМИ. Раньше выражались красивее: «по многочисленным просьбам трудящихся», «в свете последних решений партии и правительства», «идя навстречу многочисленным пожеланиям ветеранских, профсоюзных, молодёжных и женских организаций»…
Телефонный разговор Володченко с Анисим интересен ещё и тем, что у немолодой уже же публичной персоны, собравшейся в президенты, обнаружились явные проблемы то ли с совестью, то ли с память, то ли в комплексе. Иначе трудно понять, как у заявившей о своих президентских амбициях в течение нескольких минут то не нет программы, то есть программа и самый главный пункт в ней – «чтобы в результате моего участия жизнь в стране Беларусь улучшилась». На резонное замечание блогера о популизме Анисим стала категорически возражать. Наверное, дама вкладывает в слово «популизм» какое-то своё значение.
Ссылка Анисим на угрозу со стороны ФСБ явно свидетельствует о том, что весеннее обострение в Белоруссии наступило не по календарю. С учётом таких обстоятельств, публикации в прессе как повод выдвигать свою кандидатуру в президенты, причём сразу же с оговоркой о невозможности победить, – это логично, здраво и нормально для представительницы Палаты представителей Национального собрания одной маленькой, но очень гордой постсоветской республики. Украинские коллеги Анисим и не такое заявляют, а помощники радовцев вообще теряют остатки разума и совести:
«У меня жена родилась в городе Стрый Львовской области, там был поднят первый украинский флаг, как мы взяли «незалежность». И она мне рассказывает, как она маленькой девочкой идёт в школу и из школы и, говорит, каждый день вижу вот такие пирамиды из черепов и человеческих костей, в том числе – детских! Вот такая пирамида детских костей! Советская армия зашла в Западную Украину, она уничтожала, расстреливала священников, лавочников, ксёндзов – она расстреливала тысячами! И эти детские черепа лежат пирамидой на улице», – рассказал недавно помощник депутата Дмитрия Яроша (лидер «Правого сектора» — организации, деятельность которой запрещена в России) «автомайданщик» Сергей Поярков.
На украинском телевидении Поярков с телеэкрана заявляет: «Советский Союз от фашистской Германии идеологически не отличался ничем!». На белорусском государственном телевидении Анисим заявляет, что «у нас нет нормальной социально-политической жизни в нашей стране» и сообщает, что при Лукашенко уголовному преследованию подвергают только за разговор на беларускай мове. Один врёт о прошлом, другая врёт о современности. Оба спикера на свободе, правоохранительные органы и не думают привлекать их даже к минимальной ответственности. Подобные ситуации просто немыслимы в состоявшихся государствах.
С Украиной у России конфликт. Причём радовцы характеризуют его как «гибридную войну» и вооружённую агрессию. Дмитрий Ярош прямо говорит о войне с Россией и уничтожение населения Донбасса оправдывает войной с внешним врагом – тем самым, о котором говорит Елена Анисим. С Белоруссией у России вроде как объединение, интеграция в рамках Союзного государства, ОДКБ и так далее. При этом и на Украине, и в Белоруссии – разгул ревизионизма и русофобии. Ярош не уникален в своих суждениях среди радовцев, и у Анисим есть единомышленники среди белорусских палаточников.
Различия между радовцем Ярошем и палаточницей Анисим не столь уж существенны – последняя не брала в руки оружие. Сходства гораздо больше. Как и Ярош, Анисим позиционирует Россию источником агрессии и прямо заявляет, что российские власти угрожают Белоруссии. Она же покрывает пропаганду терроризма и героизацию международных преступников, руководивших геноцидом и персонально ответственных за невероятно жестокие убийства, пытки, похищения людей и работорговлю. Всё это «отбеливание» происходит в белорусской части Союзного государства.
Ещё один скандал начала года в Белоруссии также имеет откровенно русофобскую основу. Праворадикальная «Партия БНФ» в начале января выдвинула властям своеобразный ультиматум: «Требуем от властей Белоруссии ограничить трансляцию российских телеканалов, которые разжигают межнациональную вражду и, по существу, являются средствами ведения информационной войны против нашей страны».
Партия констатировала наличие «долгосрочной угрозы» из-за интеграции с Россией и сделала выпад в адрес Православной церкви (3/4 белорусских верующих), поставив вопрос о «национальной церкви» (по мотивам порошенковско-константинопольской ПЦУ). Около десятка белорусских НГО обратились к властям с заявлением о недопустимости подобных явлений, указав на уничтожение русскоязычной топонимики, на что получили ответы из разных инстанций.
Ответ из нижней палаты Национального собрания (Палаты представителей) Андрей Наумович, отметивший: «Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, ее постоянные комиссии не наделена правом давать оценку решениям и действиям правоохранительных органов, других государственных органов и организаций, а также вмешиваться в их деятельность».
На самом деле, ранее ПП НС РБ ничто не мешало выступать с заявлениями и выражать своё мнение по различным вопросам, а обращение не сводилось к оценке бездеятельности правоохранителей. Аналогичные ответы пришли из верхней палаты Нацсобрания (Совет Республики), Генпрокуратуры и администрации президента. Власти Белоруссии в очередной раз дали понять: русофобия – это норма, возмущаться не надо – надо привыкать.
Окрылённые успехом местечковые националисты пошли дальше. Развивая успех под явным покровительством властей, зампред всё той же как бы оппозиционной белорусским властям «Партии БНФ» Игорь Ляльков в конце февраля указал русскоязычным белорусам «п***ть в Россию». Скандал вышел громкий, однако государственные СМИ и власти сделали вид, что ничего необычного или важного не произошло. В соцсетях до сих пор обсуждают, как с этим жить дальше и чего ещё ждать от русофобов.
Российские СМИ все чаще пишут о том, что рост агрессивного национализма в республике начинает представлять угрозу Союзному государству.
Так, в начале марта Владислав Мальцев опубликовал статью с наглядными примерами открытого распространения в Белоруссии националистической символики: в магазинах Минска, Гродно и других городов открыто продаётся одежда с символикой карателей АТО («отряд «Погоня»), гитлеровских пособников времён Великой Отечественной войны (Михаил Витушко), польских террористов (Викентий Константин Калиновский).
Мальцев поставил вопрос о легализации в общественном сознании такой символики и провёл параллели с Украиной, где местечковый шовинизм тоже раскручивался через легализацию Бандеры, Шухевича и подобных деятелей через магнитики, кружечки, принты на футболках.
«Тенденции тревожные — русофобы действуют в Белоруссии все более нагло, терроризируя людей пророссийских настроений и открыто бравируя своими действиями как примером для подражания. Популяризация одежды и прочих вещей с символикой боевиков АТО или того же «Белого легиона» выглядят в этой связи закономерным шагом. Что дальше?», — задался вопросом Мальцев в другой своей статье на эту же тему.
О том, что Белоруссия рискует повторить судьбу Украины, если откажется продолжать сближение с Россией в рамках договоренностей по созданию Союзного государства, говорит и такой признанный эксперт политических процессов на постсоветском пространстве, как заместитель директора института стран СНГ Игорь Шишкин.
В своем комментарии «День ТВ» Шишкин отметил, что события в Белоруссии развиваются по украинскому сценарию, который реализовывался несколько лет назад: «Если ничего не изменить, и Союзное государство в нынешнем формате оставить, то через определенное количество лет в Белоруссии будет все то же самое, что сейчас на Украине. Процесс идет именно в ту же сторону».
Правоохранительные органы Белоруссии демонстративно умывают руки, как только дело доходит до откровенной русофобии, о чём наглядно свидетельствуют конкретные ситуации только с начала 2019 года. Агрессия национал-радикалов растёт, они уже не ограничиваются доносами, чему наглядный пример – прошлогоднее «дело Лановенко».
Продажа националистической символики, распространение русофобской литературы, популяризация культовых для русофобов персонажей – явления, которые было властям Белоруссии прекрасно известны и в прошлые годы. За изложение таких фактов и анализ происходящего в 2016 году наступления агрессивного национализма были арестованы, а в 2018 году осуждены три белорусских публициста – Сергей Шиптенко, Юрий Павловец и Дмитрий Алимкин. Позорное уголовное «дело регнумовцев» также наглядно демонстрирует, кто для властей Белоруссии наиболее опасен, а кто союзник и помощник.
Пока в республике идет «мягкая» белорусизация (можно сказать, что уже не мягкая), сама Белоруссия все более прочно увязает в украинской колее – начиная от невозможности выполнять перед населением ранее взятые социально-экономические обязательства до неспособности в скором будущем выплачивать госдолг. Похоже, что украинский опыт прошел для нынешних белорусских властей даром.