Сегодня утром два нефтяных танкера пострадали от взрывов в Оманском проливе. Экипаж одного из них назвал произошедшее атакой, компания, которой принадлежит другой попросила не спешить с выводами. На борту были россияне.
В настоящее время моряки из экипажей танкеров в безопасности. Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на пресс-атташе российского посольства в Тегеране Андрея Ганенко. «С танкера эвакуировано 11 российских граждан. Они находятся в порту Джакк на юге Ирана. Это десять мужчин и одна женщина. С ними все в порядке, никаких травм нет, вреда здоровью не причинено, — сказали в дипмиссии, — На данный момент связаться с ними не удается, так как у них отсутствуют мобильные телефоны. Будем стараться выйти с ними на контакт и думать о том, что делать дальше».
Сейчас иранские власти оформляют документы для временного пребывания моряков. В Российском профсоюзе моряков сообщили, что граждан России было 12, не уточнив, на борту какого из судов они находились.
Одно судно принадлежит японской транспортной компании Kunihana Sangyo, которое с июля 2018 года ходит под флагом Панамы. Сегодня судно шло из порта Эль-Джубайль (Саудовская Аравия) в Сингапур. По данным японского телеканала NHK, на его борту находился метанол, принадлежащий японской транспортной компании Kunihana Sangyo. Сообщения об атаке появились во время двухдневного визита в Иран премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Сообщалось, что он поехал в Тегеран с целью добиться снижения напряженности в отношениях Ирана и США. Джавад Зариф возложил ответственность за усиление напряженности в регионе на США
Второе — Front Altair — принадлежит норвежской компании Frontline, но зарегистрировано на Бермудах. С сентября 2016 года осуществляет перевозки нефтепродуктов под флагом Маршалловых Островов. В момент происшествия танкер шел из порта Ар-Рувайс (Объединенные Арабские Эмираты) в Гаосюн (остров Тайвань, Китай). По словам представителя Frontline Пэта Адамсона, помимо россиян, на судне также были 11 филиппинцев и один гражданин Грузии. «Они все в порядке и в безопасности», — добавил Адамсон. Он отметил, что пока не было возможности выяснить детали произошедшего, в СМИ появилось множество спекуляций.
Затопление танкера в Оманском заливе / twitter.com
Норвежский директорат морского транспорта рекомендовал судовладельцам удерживать их транспорт на расстоянии от территориальных вод Ирана. «Несмотря на то, что нет полной ясности в истории с этими атаками, директорат морского транспорта, учитывая сегодняшние события, рекомендует до дальнейших уведомлений держаться на расстоянии от иранских вод», — сказано в официальном сообщении.
«Мы сожалеем и обеспокоены по поводу атаки на два танкера в Оманском заливе, — заявил официальный представитель МИД Ирана Аббас Мусави. — Мы готовы к сотрудничеству в области региональной стабильности для обеспечения безопасности стратегических маршрутов». «Безопасность имеет большое значение для Ирана в стратегически важном регионе Персидского залива, на Ближнем Востоке, в Азии и во всем мире», — высказался и президент Ирана Хасан Роухани.
Нефть подскочила в цене после сообщений о повреждении двух танкеров. Августовские фьючерсы на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE Futures к 10.07 мск подорожали на 1,8 доллара (3%) — до 61,77 доллара за баррель. Напомним, в мае несколько танкеров загорелось в ОАЭ. Власти страны заявили, что произошла диверсия, но не уточнили, кто стоит за ней. Госсекретарь США Майкл Помпео позже обвинил в атаке Иран и объяснил ее желанием Тегерана повысить на рынке цены на нефть.
Глава Чечни Рамзан Кадыров выразил обеспокоенность инцидентом, напомнив, что от региона до южных границ России всего две тысячи километров. «Регион имеет высокий уровень милитаризации, здесь же находятся военные базы США, а в заливе армада кораблей ВМФ США. Если поджечь фитиль в этом квадрате, вспыхнет военный пожар, потушить который не удастся десятилетиями, миллионы людей погибнут или станут беженцами», — написал Кадыров в Telegram.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сегодня подчеркнул, что Кремль не может вести никаких контактов по поводу этого ЧП, это скорее дело внешнеполитического ведомства. Российский МИД заявил, что произошедшее не должно быть использовано для нагнетания обстановки в антииранском ключе. «Я бы воспользовался этой возможностью, чтобы предостеречь от поспешных выводов, от каких-то попыток возложить ответственность на тех, кто неугоден», — сказал замминистра Сергей Рябков.