• 15.11.2024 05:40
    Знамя негритянского полка

    Сегодня в Денвере (Пенсильвания) на аукцион будет выставлена редкая реликвия времен Гражданской войны в США – знамя 127-го “цветного” пехотного полка. Это единственное сохранившееся до наших дней из знамен одиннадцати полков армии США той эпохи, укомплектованных чернокожими солдатами.

    Формально Конгресс США признал право афроамериканцев служить в армии летом 1862 года, когда уже шла гражданская война. Фактически же набор чернокожих солдат начался лишь в июне 1863 года. Правительство выпустило специальное воззвание, в котором все трудоспособные афроамериканцы призывались поступить на военную службу на трехлетний срок и «участвовать в битвах за Свободу и Союз».

    Известная аболиционистка и борец за права женщин Лукреция Мотт предоставила федеральному правительству участок земли за окраиной Филадельфии, где был организован военный лагерь по набору и подготовке новобранцев, получивший название Лагерь Уильяма Пенна (Camp William Penn). Он был специально предназначен для “цветных” (colored). Большое количество свободных негров, бежавших с юга рабов и тех, кто был освобожден после подписания Линкольном «Прокламации об освобождении», направлялись туда, чтобы поступить на службу. Многими двигало стремление доказать, что они такие же граждане Союза, что и белые.

    Плакат, призывающий негров вступать в армию Союза

    Следует помнить, что отмена рабства на Севере не означала полный отказ от сегрегации в обществе и искоренение расовых предрассудков. Чернокожие солдаты служили в отдельных полках, причем офицерами там были белые. Жалование их было существенно ниже, чем у белых солдат. А семьи чернокожих военнослужащих не получали поддержки от государства. Но для бывших рабов и такой вариант был значимым признанием их нового статуса. В Лагере Уильяма Пенна за время войны были сформированы одиннадцать полков «цветной пехоты» (Colored Infantry Regiments).

    Появление этих полков обеспечило работой художника Дэвида Бастилла Баузера (David Bustill Bowser, 1820 – 1900), получившего заказ на разработку полковых знамен. Баузер сам был чернокожим, а его ближайшие предки побывали в рабстве. Дед художника по материнской линии, Сайрус Бастилл, родился в квакерской семье. Он был сыном адвоката Сэмюэля Бастилла из Нью-Джерси и рабыни по имени Парфения. После смерти Сэмюэля его законная жена продала Сайруса другому квакеру Томасу Прайору, но подразумевалось, что Прайор позволит ему обучаться ремеслу пекаря с тем, чтобы он со временем накопил денег и выкупился из рабства. Согласно одним источникам, Сайрус Бастилл действительно выкупил себя за деньги, полученные в качестве жалования ученика пекаря, по другим, Томас Прайор освободил его по собственной воле. Сайрус Бастилл открыл в Филадельфии пекарню, а затем и пивоварню и стал довольно состоятельным горожанином. Он был одним из членов-основателей Свободного Африканского общества, занимавшегося помощью афроамериканцам. А среди потомков Сайруса было много знаменитых афроамериканцев, в первую очередь – видные деятели квакеров, но также журналисты, писатели и другие. Его праправнук – знаменитый певец Поль Робсон. Отец Дэвида Бастилла Баузера – Джеремия Баузер – сам был рабом, бежал, оказался в Филадельфии и сумел открыть успешный ресторан, специализировавшийся на устрицах. Но бывшие хозяева отыскали и арестовали его. Однако Джеремии помогли собраться по вере – филадельфийские квакеры. Они собрали деньги и выкупили его у хозяев.

    Знамя негритянского полка

    Художник Дэвид Бастилл Баузер

    Сам Дэвид Баузер занимался обычно созданием эмблем, знамен, кокард, разработкой форменной одежды для различных филадельфийских обществ, политических группировок, клубов и добровольных пожарных дружин. Одним из его заказчиков была, например, «Партия незнаек». Большую часть жизни Баузер был также политическим активистом, борцом за гражданские права, а его дом в Филадельфии служил “станцией” на Подземной железной дороге. Друзьями Баузера были многие известные аболиционисты, в частности, у него бывал Джон Браун – один из первых белых американцев, решивших с оружием в руках добыть свободу для рабов. Сохранился портрет Брауна, написанный Дэвидом Баузером

    Знамя негритянского полка

    Джон Браун на портрете работы Дэвида Баузера

    Итак, Дэвид Баузер получил заказ на одиннадцать полковых знамен для «цветной пехоты». Современные историки отмечают, что изображения на них были выбраны не без желания лишний раз подразнить солдат-южан. Например, на знамени 45-го пехотного полка (полки с чернокожими солдатами получили номера не подряд, а среди других пехотных полков армии Севера) Баузер изобразил чернокожего солдата, размахивающего флагом США перед бюстом Вашингтона, картину сопровождал девиз: One Cause, One Country. На знамени 22-го полка чернокожий солдат колет штыком южанина, а девиз звучит как Sic semper tyrannis «Так всегда тиранам».

    Для знамени 127-го пехотного полка Дэвид Баузер выбрал такой сюжет: Колумбия – женщина, олицетворяющая Соединенные штаты – провожает на битву чернокожего солдата, а тот машет ей рукой. Историки по поводу этой картинки говорят, что подобная фамильярность чернокожего по отношению к белой женщине в то время взбесила бы любого южанина. А Пенсильванская историческая и музейная комиссия назвала знамя «одним из первых получивших широкую известность позитивных изображений афроамериканца, сделанных афроамериканцем». Над картиной на знамени написан девиз WE WILL PROVE OURSELVES MEN «Мы докажем, что мы мужчины», снизу – название полка: 127th REGt. U.S. COLORED TROOPS.

    Увы, из одиннадцати знамен, созданных Дэвидом Баузером, сейчас сохранилось только знамя 127-го полка. Еще семь известны по фотографиям. После окончания войны, когда полки были распущены, все знамена были возращены в Бюро цветных войск, находившееся в Лагере Уильяма Пенна, а затем отправлены на хранение в Вашингтон. В 1906 году их передали в музей Военной академии США в Вест-Пойнте. Но знамена там не считали ценными экспонатами. Они все время находились в запаснике, а в 1942 году по какой-то причине были уничтожены.

    Но знамя 127-го полка командир Лагеря Уильяма Пенна Луи Вагнер передал художнику в знак признательности за его труд и памяти о войне. А Дэвид Баузер пожертвовал знамя организации «Великая армия республики», объединившей ветеранов гражданской войны, сражавшихся в рядах северян. «Великая армия республики» существовала до 1956 года, когда умер последний участник войны Альберт Вулсон. Теперь преемники этой организации решили продать знамя при посредстве аукционного дома Morphy, специалисты которого провели реставрацию ткани. Предпродажная оценка лота составляет 150 – 250 тысяч долларов.

     

    Источник

    Автор: beron